logo
Лекции по энергоснабжению

1.4. Схемы внешнего электроснабжения карьеров

В системе электроснабжения карьеров важное место отводится схеме внешнего электроснабжения. Схемы внешнего электроснабжения весьма разнообразны, а их построение зависит от многих факторов: площади и глубины карьера, способов разработки ме­сторождения, мощности главных приводов горных машин, системы транспорта, технических параметров, схемы и расстояния до бли­жайшего источника питания и т.д.

В настоящее время в связи с развитием энергетических систем электроснабжение карьеров осуществляется от районных подстан­ций систем по воздушным и кабельным линиям. При наличии на карьерах потребителей категорий I и II от РПС до ГПП карьера прокладывается не менее двух линий. Воздушные линии (ВЛ) со­оружаются одно- или двухцепными с применением различных ти­пов деревянных, железобетонных и металлических опор. Напря­жение питающих линий от РПС до главных понизительных подстанций карьеров составляет от 6 до 220 кВ.

При электроснабжении малых карьеров, расположенных на близком (1-3 км) расстоянии от РПС, сооружаются центральные распределительные пункты или распределительные пункты напря­жением 6 кВ. Питание РП малых карьеров, на кото­рых имеются только потребители категории III, осуществляется на одной стационарной воздушной (ВЛ) или кабельной (КЛ) ли­нии 6 кВ. Для близко расположенных от РПС карьеров, имеющих потребителей категорий I и II по надежности электроснабжения, применяются схемы, при которых ЦРП или РП питается по двум ВЛ или КЛ от одной или двух РПС.

В большинстве случаев открытые распредустройства (ОРУ) главных понизительных подстанций оборудуют по упрощенному варианту без выключателей на первичном напряжении с установкой короткозамыкателей и отделителей.

Главные понизительные подстанции (ГПП) размещают на нерабочем борту карьера возможно ближе к центру электрических нагру­зок для сокращения длины ЛЭП и вне зоны действия взрывных работ. Совмещенные тягово-распределительные подстанции располагают на борту карьера в районе выездной траншеи. Схема коммутации ГПП должна обеспечивать раздельную работу питающих линий и трансформаторов при нормальном режиме эксплуатации. Их параллельная ра­бота допустима только на время переключе­ний при ликвидации аварии в системе элек­троснабжения.

Помимо основных систем внешнего элек­троснабжения – схем питания карьеров, су­ществуют схемы электроснабжения объектов промышленной площадки (промплощадки). Электроснабжение отдельных электроустано­вок и цехов на промплощадке осуществляется кабельными и воз­душными линиями 6-10 кВ непосредственно от шин ГПП или через ТП 6-10/0,4 кВ.