logo search
Как править обществом

Демократия

Оскар Хейнрот говорил: "Темп работы людей западной цивилизации - глупейший продукт внутривидового отбора". И в самом деле, спешка, которой охвачено пропитанное коммерцией человечество, являет собой прекрасный пример нецелесообразного развития, происходящего исключительно за счёт конкуренции между собратьями по виду. Нынешние люди болеют типичными болезнями бизнесменов - гипертония, врождённая сморщенная почка, язва желудка, мучительные неврозы, - они впадают в варварство, ибо у них нет больше времени на культурные интересы. И всё это без всякой необходимости: ведь они могли бы договориться работать впредь поспокойнее.

Конрад Лоренц

 

Подобно диктатуре существующее понятие «демократия» очень широко. По существующим  понятиям на одном конце ее находится диктатура, а на другом гражданская война. Понятие включает в себя аномию и даже двоевластие. Каждый демократ воспринимает его по-своему, как ему наиболее выгодно. Вот некоторые заимствованные мной из словарей и глоссарий определения демократии:

Демократия (греч.Demokratia От греч.Demos - народ + Kratos – власть).

В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то, что в этом отношении в демократических государствах имеются различные нюансы, определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правление от других форм государственной власти.

  Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

  Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

  Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

  Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

  Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

  Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия, в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

  Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

  Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

  Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

  Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут.

 

Демократия – это, когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством. - Б. Шоу

 

Остроумное определение, данное Бернардом Шоу, гораздо ближе к истине, чем выдающее желаемое за действительность определение, приведенное выше, и свидетельствующее о незнании и непонимании его авторами, как социологии, так и действительности.

 

Уже «Железный закон олигархии» Роберта Михельса указывает на то, что в любом обществе возникает олигархия. Даже в какой-нибудь партии, коммуне или кибуце возникает иерархия и олигархия. «Свободы, Равенства и Братства» нет, и не может быть, а борьба за «ценности демократии» ведет к краху общества, гражданской войне и репрессиям. Обществом не может править «народ». Только один человек может быть вождем.

Моя задача показать читателю, что ж в действительности представляет собой «демократия» и где ее границы. Это не просто. Об этом свидетельствуют культ демократии и та путаница и непонимание, которые мной указано.

 

Как очевидно, демократия это один из этапов деградации общества от абсолютной диктатуры к аномии. Следует он после «коллективного руководства» или либеральной диктатуры. Можно наблюдать этот переход в истории. Например, когда генерал Аугусто Пиночет назначил выборы в парламент и передал свои полномочия «демократически выбранному» правительству. Подобные процедуры не редкость. Можно указать на такие страны как Испания, Индонезия и др. В СССР М.С.Горбачев посредством «перестройки» развалил коллективное руководство политбюро.

С моей точки зрения такая глупость происходит от необычайно большой популярности «демократии». Популярность происходит не от каких-либо ее преимуществ, - их нет,- а из ее культа. Без каких-либо обоснований уверяют, что демократия самая лучшая форма правления. Чем измеряют эти преимущества? По отношению к чему, какой системе? Ведь как диктатура, так и сама демократия не имеют четкого определения. Даже, если брать для сравнения самую «худшую» форму диктатуры, а именно, абсолютную диктатуру, то во время войны она и только она будет самой подходящей формой правления.

 

Основным признаком современной демократии считают систему избрания власти посредством выборов. Именно таким образом народ как бы участвует в управлении государством. И все ж этого недостаточно. В СССР во времена абсолютной диктатуры И.Сталина и после нее при господстве политбюро проводились выборы в Верховный совет. Однако списки кандидатов спускались сверху через партийные комитеты. Несмотря на то, что все это называлось «выборы», выборов не было, поскольку кандидат был только один. По этому поводу ходила шутка: «Подвели к Адаму Еву и сказали, выбирай себе жену». Таким образом, к выборам необходимо добавить «плюрализм». При плюрализме, по идее, каждый желающий может выставить свою кандидатуру.

 

Все остальные перечисленные выше признаки демократии как-то: существование законов в форме конституции или иной, представляют собой иллюзию. Законы появились задолго до изобретения древними греками демократии. Еврейская Тора тоже представляет собой сборник законов, но евреи никогда не были поборниками демократии.

Явным преимуществом демократии перед абсолютной диктатурой с ее аскетизмом является наличие свободной экономики с характерным для нее рынком. Однако это преимущество исчезает, если сравнивать с либеральной диктатурой или коллективным руководством. Тем не менее, поборники демократии стараются этого не замечать и приписывают именно демократии достижения в экономике. В данном случае следует отметить заслуги вождя, а не системы правления, поскольку даже коллективное руководство может продолжать самоизоляцию общества.

Страх перед диктатурой ведет к тому, что устанавливаются ограничения на длительность пребывания на посту вождя. Почему в США талантливый президент должен после 8 лет правления отправляться на покой?

Представление оппозиции власти в качестве достоинства демократии следует рассматривать скорее как ее недостаток. Общество не должно быть расколото.

 

Особенность демократии в ее неуправляемости и отсутствии стабильности. Именно с нее начинается раскол на два противоборствующих лагеря.

Я поделил широкое понятие «демократия» на три или даже четыре части. Все зависит от того, как воспримет читатель. Я выделил аномию или иначе анархию. Между аномией и действительно демократией я расположил действительно деградирующее общество, которому я дал длинное название «Нам можно, вам – нельзя». Еще я выделил двоевластие. Итак, мы имеем в порядке деградации:

Демократия,

Нам можно, вам – нельзя,

Аномия

Двоевластие.