logo search
Как править обществом

Рассогласование общества и личности Чувство хевраав

В предыдущем разделе была указана максимальная свобода, на которую может рассчитывать личность. Было отмечено, что не все члены общества нуждаются в этой свободе. Как никак, а человек не только стадное животное, но еще и произошел от обезьяны. У человека имеется чувство хевраав, которое ему нужно хоть как-то утолить.

В предыдущем разделе вождю был указан курс, которого следует  держаться. Оптимальная сплоченность 50 процентов – генеральный курс. Подобно капитану корабля, у которого впереди по курсу могут быть препятствия, так и у вождя. Некоторые из них естественные мели, которые следует учесть. Одной из этих мелей является чувство хевраав членов его общества. Назначенный вождем курс может расходиться с тем чувством хевраав, которое отвечает пожеланиями членов общества.

Исследуем для начала, как зависит чье-либо чувство хевраав от сплоченности общества. Разумеется, все люди разные и чувство хевраав у них по-разному, но возьмем что-то среднее. Очевидно, что в крепко сплоченном обществе все «сыты по горло». При сплоченности 100% хевраав равен нулю. Наоборот, когда сплоченность нулевая, чувство максимально. Мы не располагаем какой-либо мерой этого чувства, поэтому будем выражать его в относительных единицах. При нуле - максимальный хевраав 100%. Есть особи, которые насыщаются быстрее или медленнее и тогда их максимум будет выше или ниже. График на фигуре показывает, как меняется чувство хевраав. При оптимуме, когда сплоченность 50% процентов, человек удовлетворил свое чувство хевраав только на половину.

   Фигура 2.  Хевраав как функция сплочения общества. 

На фигуре  приведена прямая, показывающая зависимость хевраав от степени сплочения общества. Хевраав падает по мере роста сплочения и дисциплины общества. 

В данном разделе рассмотрим, как ведет себя член общества, чувство хевраав которого не удовлетворено. Если это относится к обществу с очень низкой сплоченностью (аномия), можно  утверждать, что все общество «умирает от хевраав».

Для того, чтобы понять поведение «голодных» людей рассмотрим мыслимый эксперимент.  Предположим, имеется мужчина, которого мучает его либидо и, который хочет соблазнить женщину. Первое, что он делает, чтобы привлечь внимание женщины, это выпендривается перед ней. Однако, он не представляет для неё никакого интереса и, она не обращает на него внимание. Психологи и социологи в таком случае говорят, что «усилия личности достичь цели оказались блокированными». У личности,  усилия которой достичь цели оказались блокированными, возникает чувство (еще одно чувство), которое хорошо передается английским словом «фрустрация» (frustrtion) или ивритским «тискуль». В русском языке нет подходящего слова, и чтобы точно описать это чувство, следует дать целое предложение: “Удрученность вследствие крушения надежд”.

На этом не заканчивается процесс. Чувство либидо, а следовательно и удрученность, как были, так и остались. Существует развитая последователями З.Фройда теория агрессии. Согласно этой теории «фрустированный» мужчина может поколотить и даже убить объект своего поклонения. 

Есть еще один исход в данной ситуации – депрессия, которая может закончиться самоубийством влюбленного. Какой бы вариант мы не выбрали, он может окончиться смертью.

Тискуль, порожденный либидо, вызван конкретной личностью, Выпендривание и агрессия направлена на неё и против неё.

Итак, чувство либидо порождает выпендривание и далее чувство фрустрации, которое в свою очередь порождает агрессию или депрессию. В соответствии с этой последовательностью исследуем  воздействие чувства хевраав. В случае чувства хевраав нет ничего реального, что вызывает тискуль. Все виртуальное.