Модельные организмы
Излюбленный объект исследования среди эукариот — Sacchammyces accharomyces cerevisae (S. cerevisae), больше известный как пивные дрожжи. Пожалуй, это более всего изученный на молекулярном и клеточном уровнях эукариотный организм. S. cerevisae представляет собой всего лишь одноклеточный грибок, но многие процессы в его клеточном ядре сходны с теми же процессами у млекопитающих. Действительно, исследование дрожжей помогло выявить многие молекулы и химические реакции, задействованные в процессах, ход которых нарушается при раке. S. cerevisae устроены сложнее бактерии, чье ДНК, содержащее около 12 млн нуклеотидных пар азотистых основания, имеет 6 тыс. генов. И Е. coli, и S. cerevisae считаются модельными организмами, которые должны:
быстро развиваться, имея короткий срок жизни;
обладать малыми размерами, будучи взрослыми;
быть всегда под рукой;
быть простыми в обращении;
выполнять свои биологические функции сходным с более сложными организмами, вроде человека, образом.
Усердно изучаются и другие модельные организмы. Caenorhabditis elegans — прозрачный круглый червь, вырастающий в длину не более 1 мм, вполовину величины вот этого знака ~. С. elegans достигает взрослого состояния за три дня, живет в почве по всему свету и питается микробами вроде тех, что обитают в перегное. Этот маленький червь представляет собой многоклеточную (959 клеток) эукариоту с 19 099 генами в состоящей из 97 млн пар азотистых оснований ДНК. Он развивается из одной клетки в организм с нервной системой и «мозгом». С. elegans способен к обучению, вырабатывает яйцеклетки и сперматозоиды, постепенно стареет и умирает. Сидни Бреннер, молекулярный биолог из Великобритании, говорит, что С. elegans оправдывает свое название, ибо на самом деле «фотогеничен», как видно на рис. 4.5. Бреннер, Джон Салстон и Роберт Хорвиц разделили Нобелевскую премию 2002 года по физиологии и медицине как раз за работу с червем С. elegans.
Другой модельный организм, Drosophila melanogaster, знаком многим из нас. В 1906 году гарвардский профессор эмбриологии Уильям Эрнест Касл привлек к участию в одном проекте аспиранта [Крейга Вудворта].
Рис. 4.5. С. elegans
Он попросил его не убирать несколько перезрелых виноградин, а затем посмотреть, что получится. Получились D. melanogaster — плодовые мушки — организм, изучаемый ныне в лабораториях по всему миру. Благодаря своим идеальным свойствам модельного организма плодовые мушки широко используются в исследованиях по генетике и биологии развития.
Жизненный цикл плодовой мушки составляет 16 дней, а новое поколение она дает каждые 12 часов. Эти существа плодовиты, непритязательны и, по словам генетика из Беркли Герри Рубин, имеют столь много общего с человеком, что их называют крохотными людьми с крыльями. Дрозофила располагает 13 600 генами на ДНК из 165 млн нуклеотидных пар азотистых оснований. Весь этот молекулярный аппарат умещается в тельце длиной 3 мм, величиной примерно с букву V в имени Venter (о самом Вентере чуть позже).
Mus mesculus (мышь), давний любимец медиков, занимающихся изучением болезней и лекарств, тоже соответствует всем требованиям, предъявляемым к модельным организмам. К тому же геном мыши весьма схож с геномом человека.
Генетические сравнительные исследования уже многое прояснили в отношении строения и функционирования человеческого тела. Дальнейшие исследования принесут дополнительные сведения.
Другие создания, вроде полосатой перцины, иглобрюха [родственного горчице сорняка из семейства крестоцветных], резушки Таля (Arabidopsis thaliana) и палочки Пфайфера (Haemophilus influenzae), выступают в роли модельных организмов и изучены в разной степени. Модельные организмы и приспособления, требуемые для их изучения, вызывают в памяти ситуации из классической описательной биологии с образами бесчисленных исследователей, склонившихся над микроскопом или щурящихся сквозь стекла очков во время поездок по экзотическим местам, где можно увидеть организмы в их естественной среде обитания (вспомним Чарльза Дарвина на Галапагосских островах).
- Наука ≠ техника
- Научный метод в действии
- Нерешенные проблемы
- Более элементарные по сравнению с атоллами
- Спасительные космические лучи
- Четыре силы
- Осколки частиц, или Трудное разделение
- Вмешательство политики
- Физика возвращается к повседневным заботам
- Появление кварков
- Теория наносит ответный удар: объединение
- Стандартная модель
- Проверка стандартной модели
- Теневая сторона стандартной модели
- Проблема происхождения массы, известная как проблема полей Хиггса
- Нужна новая физика
- Необходим новый язык?
- Решение головоломки: как, кто, где и когда?
- Становление химических систем
- Предположения о происхождении жизни
- Нынешняя жизнь: клеточные структуры
- Отправления клетки
- Предсолнце
- Наше Солнце
- Появление рнк
- Рнк-мир
- Альтернативы рнк-миру
- Сложности
- Решение головоломки: как, кто и почему?
- Биология
- E. Coli
- Опероны е. Coli
- Оперон днк — рнк — белки
- От прокариот к эукариоталл
- Модельные организмы
- Физика — биология — химия
- Секвенирование генома человека
- Угроза патентования
- Секвенирование дроблением
- План на вторую половину игры
- Последствия и бедствия
- Решение головоломки: почему, как, кто и где, когда?
- Глава пятая Геология
- Погода на Земле
- Воздух местного производства
- Получение атмосферного газа
- Потеря атмосферного газа
- Получение или утрата атмосферного газа
- Погода и климат: гипотезы (весьма добротные), прогнозы (не столь добротные)
- Решение головоломки: как и где?
- Астрономия
- Содержимое Вселенной
- Измерение межзвездных расстояний
- Галактики: первые теории и наблюдения
- Космологический вклад Эйнштейна
- Чем крупнее телескопы, тем больше расстояния до звезд
- Одна большая Галактика или многочисленные обособленные галактики
- Вселенная галактик
- Столкнувшись с неожиданным: ускорение Вселенной
- В темноте рассуждать о темной энергии
- Решение головоломки: где, когда, как и кто?
- 1. Антивещество
- 2. Ускорители
- 4. Внеземная жизнь
- 1. Какова скорость образования в нашей Галактике звезд, подходящих для создания пригодных для жизни планет ?
- 2. Какова доля таких звезд, имеющих планеты ?
- 3. Какова доля планет, обращающихся вокруг своих звезд в пределах, где возможно зарождение жизни ?
- 4. Какова доля благоприятно расположенных планет, где действительно зародилась жизнь?
- 5. Какова доля форм жизни, приведших к возникновению разума ?
- 6. Какова доля разумных форм жизни, способных создать технические средства для передачи поддающихся обнаружению сигналов?
- 7. В течение скольких лет разумная цивилизация передает в космос поддающиеся обнаружению сигналы?
- 5. Аминокислоты
- 6. Построение модели днк
- 7. Кодоны
- 8. Укладка белков
- 10. Парниковые газы
- 11. Земля: история недр
- 12. Теория хаоса
- 13 .Предсказание землетрясений
- 15. Труды Эйнштейна: помимо теории относительности
- 16. «Большой взрыв»
- Глава 1. Видение науки
- Глава 2. Физика. Почему одни частицы обладают массой, а другие нет?
- Глава 3. Химия. Какого рода химические реакции подтолкнули атомы к образованию первых живых существ?
- Глава 4. Биология. Каково строение и предназначение протеома?
- Глава 5. Геология. Возможен ли точный долговременный прогноз погоды?
- Глава 6. Астрономия. Почему Вселенная расширяется со все большей скоростью?