2.2. Участок выведения ка на траекторию полета
На участке выведения КА на элементы конструкции , систем и оборудования КА действуют инерционные нагрузки, обусловленные ускорением. Величины этих нагрузок зависят от величины и направления перегрузок. Перегрузки , возникающие на участке выведения , невелики и не превышают . Однако инерционные нагрузки для отдельных элементов и даже частей конструкции КА могут быть значительно выше из-за вибрация (общие или местные ускорения колебательного характера). Основным источником вибрации являются работающие двигатели – маршевые и двигатели системы ориентации. Вибрации отдельных элементов могут возникать также вследствие пульсации компонентов топлива в трубопроводах. Могут быть и другие причины вибрации. Вибрация может явиться причиной усталостных разрушений элементов конструкции КА, механических повреждений приборов и аппаратуры , нарушения герметичности отсеков КА.
Элементы конструкции КА подвергаются также интенсивному акустическому нагружению. Акустическая нагрузка - это воздействие возникающего при работе ракетных двигателей звукового (акустического) поля на КА. Акустическая энергия , генерируемая реактивной струей ракетного двигателя , характеризуется частотным спектром, силой звука, уровнем звукового давления, продолжительностью воздействия и некоторыми другими параметрами.
На образование акустического поля затрачивается до 1 % кинетической энергии струи. Частотный спектр шума работающего двигателя, как правило, широкополосный и гладкий ( так называемый белый шум). Однако при некоторых компоновках многосопловых двигательных установок или при взаимодействии реактивных струй с элементами пускового устройства в гладком спектре шума появляются дискретные составляющие – выбросы на отдельных частотах, интенсивности которых иногда в 100 раз и более превосходят уровень интенсивности сплошного спектра. Для объекта наибольшую опасность представляют дискретные составляющие, которые могут приводить к его раскачке и даже разрушению, особенно при совпадении частоты составляющей с собственной частотой конструкции. Наиболее чувствительны к акустическим нагрузкам аппаратура и некоторые элементы системы управления .
При работе двигательной установки шум возникает не только от реактивных струй, но и от вибраций , например, от вибраций сопла и трубопроводов, вызванных воздействием на них колебаний давления в пограничном слое, непосредственных вибраций двигателей из-за несбалансированности вращающихся элементов, работы арматуры и т. д. Однако эти источники вибрации невелики по амплитуде и имеют высокую частоту.
- 1.1. Цель и задачи экспериментальной отработки
- 1.2. Критерии эффективности экспериментальной отработки
- 1.3. Классификация испытаний ка и его составных частей.
- 2.1. Пребывание в земных условиях .
- 2.2. Участок выведения ка на траекторию полета
- 2.3. Пребывание в космосе
- 2.4. Торможение и спуск ка или его части ( ca) в атмосфере планет.
- 3.1. Статические испытания
- 3.2. Вибрационные испытания
- 4.1.Испытания на воздействие инерционных нагрузок.
- 4.2.Испытания на воздействие ударных нагрузок .
- 5.1. Задачи, решаемые при газодинамических испытаниях , и методический подход к их решению.
- 5.2. Средства экспериментального моделирования газодинамических процессов
- 6.1.Источники акустических нагрузок
- 6.2.Виды акустических испытаний и их краткая характеристика .
- 7.1.Общая характеристика тепловой отработки ка: этапы, структура и задачи отработки.
- 7.2. Проблемы тепловакуумной отработки ка
- 7.3. Методы экспериментального моделирования космического вакуума и радиационных свойств космического пространства.
- 7.4. Моделирование воздействия на ка электромагнитного излучения Солнца.
- 7.4.2.Источники излучения , используемые в имитаторах солнечного излучения
- 7.5. Моделирование теплового воздействия планет на поверхность ка
- 7.6. Вакуумно-температурные испытания ка.
- 7.7. Невакуумные испытания герметичных отсеков.
- 7.8. Методические вопросы воспроизведения расчетных тепловых нагрузок на испытуемый объект .
- 8.1. Задачи экспериментального исследования
- 8.2. Экспериментальные высокотемпературные установки для отработки теплозащитных покрытий
- 10.1 Источники ионизирующего излучения
- 10.2. Источники радиации, применяемые при экспериментальных исследованиях
- 10.3. Испытания на воздействие магнитных полей
- 10.4. Электрические испытания.
- 11.2. Испытания ла в целом
- 7.1.Общая характеристика тепловой отработки ка: этапы, структура
- 7.4. Моделирование воздействия на ка электромагнитного излучения