logo search
ПУЭ 6

Электродвигатели переменного тока

1.8.15. Электродвигатели переменного тока до 1 кВ испытываются по пп. 2, 4, 6, 10, 11.

Электродвигатели переменного тока выше 1 кВ испытываются по пп. 1 - 4, 7, 9 - 11.

По пп. 5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде.

1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства» Госстроя России.

2. Измерение сопротивления изоляции. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать требованиям инструкции, указанной в п. 1. В остальных случаях сопротивление изоляции должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.8.

Таблица 1.8.8. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока

Испытуемый объект

Напряжение мегаомметра, кВ

Сопротивление изоляции

Обмотка статора напряжением до 1 кВ

1

Не менее 0,5 МОм при температуре 10 - 30 °С

Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором

0,5

Не менее 0,2 МОм при температуре 10 - 30 °С (допускается не ниже 2 кОм при +75°С или 20 кОм при +20°С для неявнополюсных роторов)

Термоиндикатор

0,25

Не нормируется

Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ

Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах)

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. Производится на полностью собранном электродвигателе.

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.

Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.9. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

4. Измерение сопротивления постоянному току:

а) обмоток статора и ротора. Производится при мощности электродвигателей 300 кВт и более.

Измеренные сопротивления обмоток различных фаз должны отличатся друг от друга или от заводских данных не более чем на 2 %;

б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значение сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10 %.

5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. Размеры воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках или точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны отличаться не более чем на 10 % среднего размера.

6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. Размеры зазоров приведены в табл. 1.8.10.

Таблица 1.8.9. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока

Испытуемый объект

Характеристика электродвигателя

Испытательное напряжение, к В

Обмотка статора

Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 1 кВ

1,6 Uном+ 0,8

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение до 3,3 кВ

1,6 Uном+ 0,8

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ

2Uном

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 6,6 кВ

1,6 Uном+ 2,4

Обмотка ротора синхронного электродвигателя

-

8 Uномсистемы возбуждения, но не менее 1,2

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

-

1

Реостат и пускорегулировочный резистор

-

1

Резистор гашения поля синхронного электродвигателя

-

2

7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более значений, приведенных ниже:

Синхронная частота вращения

электродвигателя, Гц 50 25 16,7 12,5 и ниже

Допустимая вибрация, мкм 50 100 130 160

8. Измерение разбега ротора в осевом направлении. Производится для электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег не должен превышать 2 - 4 мм.

9. Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением. Производится избыточным гидравлическим давлением 0,2 - 0,25 МПа (2 - 2,5 кгс/см2). Продолжительность испытания 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижение давления или утечки жидкости, применяемой при испытании.

10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. Продолжительность проверки не менее 1 ч.

11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования.

Таблица 1.8.10. Наибольший допустимый зазор в подшипниках скольжения электродвигателей

Номинальный диаметр вала, мм

Зазор, мм, при частоте вращения, Гц

Менее 16,7

16,7 - 25

более 25

18-30

0,040-0,093

0,060-0,130

0,140-0,280

30-50

0,050-0,112

0,075-0,160

0,170-0,340

50-80

0,065-0,135

0,095-0,195

0,200-0,400

80-120

0,080-0,160

0,120-0,235

0,230-0,460

120-180

0,100-0,195

0,150-0,285

0,260-0,580

180-260

0,120-0,225

0,180-0,300

0,300-0,600

260-360

0,140-0,250

0,210-0,380

0,340-0,680

360-500

0,170-0,305

0,250-0,440

0,380-0,760