4.5.1Газотурбинная установка (гту) гтэ-160 оао «Силовые машины»
ГТЭ-160 выпускается Филиалом ОАО «Силовые машины» «Ленинградский металлический завод» в Санкт-Петербурге по Лицензионному договору с фирмой SIEMENS на базе освоенного производства компонентов установки V94.2.
Под ГТУ понимается конструктивно объединенная совокупность компрессора, камер сгорания, газовой турбины (от входного фланца конфузора компрессора до выходного фланца выхлопного диффузора), вспомогательных систем и устройств (ГОСТ Р 51852).
Установка ГТЭ-160 предназначена для привода электрического генератора переменного тока с частотой вращения 3000 об/мин, монтируемым на общем с ГТУ фундаменте. Режим эксплуатации базовый.
ГТЭ-160 представляет собой одновальную однокорпусную конструкцию. Вал турбокомпрессора двухопорный. Вращение вала левое, то есть против часовой стрелки, если смотреть на ГТУ со стороны входного патрубка компрессора.
В передней части турбогруппы располагается передний опорно-упорный подшипник, датчики оборотов, а также гидравлическое валоповоротное устройство. Опорой подшипника служат проходящие через проточную часть рёбра корпуса. Весь корпус снабжен общей тепловой и акустической изоляцией.
Ротор турбокомпрессора состоит из дисков, несущих по одному венцу лопаток, стянутых центральной стяжкой. Соединения дисков и валов выполнены хиртовыми.
Конструкция ротора предусматривает его охлаждение отбираемым от компрессора воздухом. Воздух отбирается из проточной части компрессора и подаётся через отверстия внутрь ротора.
Направляющие лопатки компрессора при помощи хвостовика в форме ласточкина хвоста устанавливаются в имеющие горизонтальные разъёмы кольца.
Лопатки входного направляющего аппарата выполнены поворотными и могут регулировать массовый расход воздуха через компрессор.
Лопатки турбины изготовлены из жаропрочного сплава. Обойма направляющих лопаток и направляющие лопатки 1-3 ступеней охлаждаются отбираемым от компрессора воздухом. Охлаждаются диски 1-4 ступеней турбины.
В ГТЭ-160 применены выносные камеры сгорания. Две камеры сгорания расположены вертикально по обе стороны турбины и присоединены на фланцах к боковым патрубкам корпуса турбины. Каждая камера сгорания оборудуется восемью горелками, которые приспособлены для работы на газе и на жидком топливе. Внутренняя поверхность пламенных труб камер сгорания облицована огнестойкими керамическими плитками.
Применение комбинированных горелок, в которых объединяются режимы диффузионного горения и предварительного смешения, позволяет обеспечить нормативные уровни вредных выбросов окислов азота и окиси углерода.
Вся турбогруппа образует компактную монтажную единицу, сборка которой выполняется на заводе-изготовителе. Турбогруппа устанавливается на передние стойки подшипника, а в выхлопной части – на опоры. Опора представляет собой гибкие стержни в сочетании с продольной шпонкой. Такая конструкция обеспечивает возможность свободного расширения корпуса в осевом и радиальном направлениях.
Маслобак установлен перед воздухозаборной шахтой. На маслобаке расположены масляные насосы с фильтрами и трубопроводами.
Как турбогруппа, так и маслобак со всем установленным на нём оборудованием, и боковые площадки обслуживания, используемые в качестве стоек для трубопроводов, транспортируются в полностью собранном виде.
Пуск ГТУ осуществляется электрическим генератором, работающим в моторном режиме (режиме синхронного двигателя) от статического преобразователя частоты - тиристорного пускового устройства (ТПУ).
Время нормального пуска из холодного состояния и нагружения ГТУ до номинальной нагрузки составляет не более 18 мин.: выход на синхронные обороты - 4 мин., и выход на нагрузку – 14 мин.
ГТУ допускает ускоренный пуск и нагружение до номинальной мощности за время не более 15 мин.: выход на синхронные обороты - 4 мин., и выход на нагрузку – 11 мин.
После включения в сеть время работы ГТУ на промежуточных нагрузках не лимитируется, за исключением режимов от холостого хода до 10 % нагрузки, работа на которых не должна превышать одного часа.
ГТУ надёжно работает при температуре наружного воздуха от минус 40 до плюс 40 °С.
ГТУ обеспечивает возможность изменения электрической нагрузки в диапазоне от 60 до 100 % от номинальной без снижения температуры газов за турбиной (при температуре наружного воздуха не ниже минус 18 оС).
Оборудование ГТУ выдерживает воздействие сейсмического ускорения до 0,2g по горизонтали и до 0,1g по вертикали, что не ниже 7 баллов по шкале MSK-64.
ГТУ допускает длительную работу при отклонениях частоты электрической сети в пределах от 47,5 до 51,5 Гц.
Вибрация опор подшипников ГТУ в период эксплуатации (по штатным измерениям) не превышает 4,5 мм/с.
ГТУ надёжно работает при противодавлении в выхлопном патрубке 35 гПа (350 кг/м2), а также при резком повышении на 30 гПа (300 кг/м2) или понижении на 30 гПа (300 кг/м2) этого давления.
При соединении выходного диффузора ГТУ с диффузором котла-утилизатора для компенсации тепловых расширений необходим холодный натяг выходного диффузора ГТУ, зависящий от общей длины этих диффузоров.
Значения основных расчётных параметров ГТУ при работе на газообразном топливе указаны в таблице 4.17.
Таблица 4.17 - Основные расчётные параметры ГТУ при работе на газообразном топливе
Наименование параметра | Числовое значение |
Мощность на клеммах генератора, МВт | 155,3±3,0 |
Температура газов на выходе ГТУ, °С | 537 |
Расход газа на выходе из ГТУ, кг/с | 509 |
КПД на клеммах генератора, % | 34,12±0,7 |
Частота вращения вала, об/мин | 3000 |
Примечания:
1. Значения мощности и КПД ГТУ приведены к нормальным условиям в соответствии с требованиями ГОСТ 20440 (ISO 2314) при работе на газовом топливе. Низшая теплотворная способность газообразного топлива (природный газ по ГОСТ 5542) - 50000 кДж/кг.
2. КПД генератора - 98,54 %.
Масса турбогруппы (без камер сгорания и выхлопного диффузора) – 188 т, масса наиболее тяжелой части перемещаемой при ремонте (облопаченный ротор турбины с внутренним корпусом) – 54,7 т. Масса приспособления для подъёма ротора 5,7 т.
Минимальная высота подъёма гака подъёмного крана от оси ГТУ составляет 9,2 м.
Габариты турбоблока ГТЭ-160 составляют 18,4х12,5х7,5 м (могут незначительно изменяться в зависимости от компоновки).
Тепловыделения от ГТУ в машзал составляют не более 140 кВт.
Для нужд системы антиобледенения КВОУ обеспечивается отбор горячего воздуха за компрессором ГТУ с параметрами:
полное давление PП = 12 кг/см2;
полная температура Т = 310 °С;
расход воздуха G = 10,8 кг/c.
В течение межремонтного периода показатели надежности ГТУ составляют:
средняя наработка на отказ - не менее 3500 эквивалентных часов (ЭЧ);
коэффициент надежности пусков - не менее 0,95;
коэффициент готовности - не менее 0,98.
При пуске ГТУ основной факел в камерах сгорания зажигается при помощи электрогазовых запальников, установленных в каждой горелке. Запальники приспособлены для работы на природном газе, подаваемом в систему зажигания от основной системы газового топлива.
На объекте эксплуатации предусмотрена установка изоляции, обеспечивающей тепло- и звукоизоляцию ГТУ.
Обслуживание ГТУ в процессе эксплуатации не требуется. Проведение обслуживания газовой турбины возможно только после останова и остывания элементов установки. Поперечный разрез и общий вид ГТЭ-160 представлены на рисунках 4.2 и 4.3 соответственно.
Рисунок 4.2 - Продольный разрез ГТЭ-160:
1 - стойка корпуса переднего подшипника; 2 – средний корпус; 3 – ротор; 4 - выхлопной диффузор с задним подшипником
Рисунок 4.3 – Общий вид ГТЭ-160
- 5 План – график реализации проекта 136
- 6 Капиталовложения в строительство 143
- 7 Оценка экономической эффективности 149
- 8 Заключение 169
- 9 Приложения и чертежи 172
- 1Общие положения и исходные данные
- 2Существующее состояние Томской тэц-3
- 2.1Краткая характеристика и основные показатели тэц
- 2.2Котельное оборудование
- 2.2.1Котел бкз-500-140-1 (ст. № 1а, 1б)
- 2.2.2Котел е-160-2,4-бт (ст. №№ ка-1, ка-2, ка-3, ка-4, ка-5)
- 2.3Турбинное оборудование
- 2.4Тепловая схема тэц
- 2.5Теплофикационная установка тэц
- 2.6Система технического водоснабжения
- 2.6.1Описание системы циркуляционного техводоснабжения
- 2.7Топливно-транспортное хозяйство
- 2.8Электротехническое оборудование
- 2.9Режимы работы тэц
- 3Существующее состояние Томской прк
- 3.1Краткая характеристика и основные показатели прк
- 3.2Котельное оборудование прк
- 3.2.1Котел кв-гм-140-150н (ст. № 1)
- 3.2.2Котел птвм-100 (ст. №№ 2, 3)
- 3.2.3Котел птвм-180 (ст. №№ 4, 5, 6)
- 3.2.4Котел де 25-14 гм (ст. № 7)
- 3.3Теплофикационная установка прк
- 3.4Система технического водоснабжения
- 3.5Топливно-транспортное хозяйство
- 3.5.1Характеристика сжигаемого топлива
- 3.5.2Мазутное хозяйство
- 3.5.3Газовое хозяйство
- 3.6Электротехническое оборудование
- 3.7Режимы работы прк
- 4Концепция развития тэц и прк. Перспективные тепловые и электрические нагрузки тэц
- 4.1Перспективные электрические нагрузки
- 4.2Перспективные тепловые нагрузки
- 4.3Перечень предлагаемых вариантов развития
- 4.4Установка паровой турбины №2 на тэц-3 для использования паровой мощности существующих энергетических котлов
- 4.4.1Предлагаемая концепция расширения Томской тэц-3 строительством паровой турбины т-60/65-130
- 4.4.2Основные технические характеристики турбины т-60/65-130
- 4.4.3Компоновочные решения. Выбор площадки размещения турбоагрегата
- 4.4.4Тепловая схема станции
- 4.4.5Выбор вспомогательного оборудования
- 4.4.6Система технического водоснабжения
- 4.4.7Водоподготовительные установки
- 4.4.8Строительная часть
- 4.4.9Электротехническая часть
- 4.4.10Генеральный план
- 4.5Установка пгу-220 на Томской тэц-3
- 4.5.1Газотурбинная установка (гту) гтэ-160 оао «Силовые машины»
- 4.5.2Горизонтальный котел-утилизатор двух давлений для работы за газовой турбиной типа гтэ-160 «Силовые машины»
- 4.5.3Турбина паровая теплофикационная для пгу-220 по типу т-60/73-7,8/0,04
- 4.5.4Компоновочные решения
- 4.5.5Тепловая схема пгу-220
- 4.5.6Система технического водоснабжения
- 4.5.7Водоподготовительные установки
- 4.5.8Газоснабжение
- 4.5.9Дожимная компрессорная станция
- 4.5.10Хозяйство аварийной подачи дизельного топлива
- 4.5.11Строительная часть
- 4.5.12Электротехническая часть
- 4.6Установка гту-тэц 110 мВт
- 4.6.1Газотурбинная установка гтэ-110
- 4.6.2Водогрейный котел с возможностью работы в блоке с гтэ-110
- 4.6.3Газоснабжение
- 4.6.4Дожимная компрессорная станция
- 4.6.5Хозяйство аварийной подачи дизельного топлива
- 4.6.6Водоподготовительная установка
- 4.6.7Электротехнические решения
- 4.7Установка двух гту-тэц 110 мВт каждая
- 4.7.1Газоснабжение
- 4.7.2Водоподготовительные установки
- 4.7.3Дожимная компрессорная станция
- 4.7.4Хозяйство аварийной подачи дизельного топлива
- 4.7.5Электротехнические решения
- 4.8Расширение Томской тэц-3 строительством турбины типа т-185/220-130 и котла типа е-500-140
- 4.8.1Паровая турбина Тп-185/220-130-2
- 4.8.2Котлоагрегат типа е-500-13,8
- 4.8.3Компоновочные решения. Выбор площадки размещения турбоагрегата
- 4.8.4Выбор вспомогательного оборудования
- 4.8.5Тепловая схема станции
- 4.8.6Система технического водоснабжения
- 4.8.7Водоподготовительные установки
- 4.8.8Электротехническая часть
- 4.9Перевод оборудования тэц-3 на уголь
- 4.9.1Основные предпосылки для перевода тэц-3 с газа на уголь
- 4.9.2Перевод существующих котлов 2×е-500-140 на уголь
- 4.9.3Вариант 2 – перевод существующего оборудования тэц-3 на сжигание березовского бурого угля, в том числе котлов пвк
- 4.9.4Топливно-транспортное хозяйство
- 4.10Установка гту-16 с котлом-утилизатором без дожигания/ с дожиганием (порядка 100 Гкал/ч) на прк в рамках дпм
- 4.10.1Мощность и режим работы гту-16 с котлом-утилизатором без дожигания/с дожиганием
- 4.10.2Технологические решения
- 4.10.2.1Газотурбинная установка
- 4.10.2.2Водогрейный котел с возможностью работы в блоке с гт
- 4.10.3Генеральный план
- 4.10.4Компоновочные решения
- 4.10.5Тепловая схема
- 4.10.6Топливное хозяйство
- 4.10.7Система технического водоснабжения
- 4.10.8Водоподготовительные установки (впу)
- 4.10.9Архитектурно-строительные решения
- 4.10.10Электротехническая часть
- 4.11Оптимизация состава оборудования прк с учетом проекта по дпм, предпочтительных вариантов развития тэц-3 и имеющихся тепловых нагрузок
- 4.12Внедрение двухконтурной схемы сетевой воды (выделение котельного контура)
- 5План – график реализации проекта
- 6Капиталовложения в строительство
- 7Оценка экономической эффективности
- 7.1Основные технико-экономические показатели
- 7.2Нормативно-методическая база
- 7.3Макроэкономическое окружение
- 7.4Система налогообложения
- 7.5Ставка дисконтирования
- 7.6Инвестиции в строительство
- 7.7Источники финансирования
- 7.8Общие данные для расчета экономической эффективности
- 7.8.1Амортизационные отчисления
- 7.8.2Затраты на ремонт
- 7.8.3Стоимости и тарифы
- 7.8.4Темпы роста нерегулируемых цен на «новую» мощность
- 7.9Экономическая эффективность проекта строительства турбины т-60
- 7.11Экономическая эффективность проекта установки пгу-220
- 7.12Экономическая эффективность проекта строительства гту-тэц с газовой турбиной 110 мВт
- 7.13Экономическая эффективность проекта строительства двух гту-тэц с газовыми турбинами 110 мВт и тепловой магистрали
- 7.14Выводы по окупаемости проектов установки нового генерирующего оборудования
- 7.15Экономическая эффективность проектов по переводу Томской тэц-3 с газа на сжигание угля
- 7.16Анализ чувствительности
- 8Заключение
- 9Приложения и чертежи