6.1 Структурная схема распределительных сетей судна
Составной частью СЭЭС являются электрические сети, вид которых во многом определяет структуру ГРЩ и в целом СЭЭС.
Линии электропередачи, входящие в электрические сети, подразделяются на фидеры и магистрали. Фидером называют линию электропередачи, включенную между двумя любыми распределительными щитами или между распределительным щитом и отдельным приемником.
Магистралью называют линию электропередачи, к которой по ее длине подключаются параллельно несколько распределительных щитов или отдельных приемников электроэнергии.
На практике сети обычно подразделяют на фидерные и магистральные в зависимости от преимущественного количества одних или других линий в них. При равном количестве тех и других сеть называют фидерно-магистральной.
Сравнивая фидерные и магистральные СЭЭС, можно отметить, что СЭЭС, имеющая фидерную сеть распределения электроэнергии, обеспечивает более высокую надежность электроснабжения приемников. Применение магистралей дает возможность уменьшить габариты ГРЩ и сократить количество кабельных трасс, что существенно снижает расход кабеля и трудоемкость электромонтажных работ. СЭЭС с фидерно-магистральным распределением электроэнергии в отношении бесперебойности электроснабжения занимает промежуточное положение между СЭЭС с фидерным и СЭЭС с магистральным распределением. Однако, если в системе через фидеры питаются наиболее ответственные и мощные приемники электроэнергии, а через магистрали – второстепенные, то она по бесперебойности электроснабжения приближается к фидерной.
По Правилами Речного Регистра [2] непосредственно от шин ГРЩ должны получать питание по отдельным линиям (фидерам) следующие ответственные потребители: 1) электрические приводы рулевого устройства; 2) электрические приводы якорного устройства; 3) электрические приводы пожарных насосов; 4) электрические приводы осушительных насосов; 5) электрические приводы компрессоров; 6) гирокомпас; 7) щит холодильной установки грузовых трюмов; 8) устройства систем возбуждения гребной электрической установки; 9) щиты основного освещения; 10) щит радиостанции; 11) щит навигационных приборов; 12) щит сигнально-отличительных фонарей; 13) секционные щиты и распределительные устройства питания других потребителей ответственного назначения, объединенных по принципу однородности выполняемых ими функций; 14) распределительные устройства, встраиваемые в объединенные пульты управления судном; 15) щит станции автоматической сигнализации обнаружения пожара; 16) электрические приводы технических средств, обеспечивающих работу главной энергетической установки; 17) электрические приводы грузовых, швартовных, шлюпочных и других устройств, вентиляции и нагревательных приборов; 18) зарядное устройство стартерных и аварийных батарей, питающих ответственные устройства.
Если на судне предусмотрено не менее двух технических средств одного и того же назначения, имеющих электрические приводы, перечисленные выше, то по меньшей мере один из этих электрических приводов должен получать питание по отдельной линии от ГРЩ. На электрические приводы остальных таких технических средств допускается подавать питание от секционных щитов или специальных распределительных устройств, предназначенных для питания ответственных потребителей [2].
Далее, в соответствии с типом СЭЭС и вышеизложенными рекомендациями, необходимо разработать структурную схему сетей распределения электроэнергии. Сопроводительную информацию по разработанной структуре необходимо свести в таблицу.
В качестве примера, на рисунке 6.1 приведена структурная схема СЭЭС с двумя электростанциями (основной и аварийной), дополнительная информация по которой сведена в таблицу 6.1.
В расчетно-пояснительной записке необходимо привести краткое описание к разработанной структурой схеме СЭЭС.
G1-G3 – генераторы основной электростанции; G4 – генератор аварийной электростанции; Д1-Д4 – приводные двигатели (дизели); ЩПБ – щит питания с берега; ГРЩ, АРЩ – главный и аварийный распределительные щиты; КМ – шиносоединительный контактор.
Рисунок 6.1 – Схема электрическая структурная СЭЭС
Таблица 6.1 – Распределение электроэнергии по потребителям
Вид электростанции | № РЩ | № фидера |
Наименование потребителя | Длина участка (ориентировочно) |
Основная электростанция |
| 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 | Компрессор, балластный насос, осушительный насос, пожарный насос, приводной двигатель рулевого устройства, брашпиль, шпиль, шлюпочная лебедка |
|
1 | 9, 10, 11, 12, 13 | Насос питьевой воды, насос мытьевой воды, насос горячей воды, фекальный насос |
| |
2 | 14, 15, 16, 17, 18 | Вентилятор камбуза, вентилятор санитарного блока, вентилятор шахты, вентилятор насосного отделения и жилых помещений |
| |
3 | 19, 20, 21, 22, 23 | Компрессор охлаждения, циркуляционный насос, вентилятор для оттаивания испарителей, размораживающие элементы, вентилятор охладителя воздуха |
| |
4 | 24, 25, 26, 27, 28 | Радиостанция, командно-вещательная установка, радиопеленгатор, радиолокатор, эхолот |
| |
Аварийная электростанция | 5 |
| Сигнальные средства |
|
6 |
| Аварийное освещение |
| |
7 |
| Средства управления, внутрисудовая связь и сигнализация |
| |
| 29 | Аварийный рулевой привод |
|
- В.М. Зырянов, о.П. Кузьменков, а.Б. Мосиенко
- Основы расчета и проектирования
- СудовЫх электроэнергетических
- Оглавление
- Введение
- 1. Требования к выполнению курсового проекта
- 1.1. Расчетно-пояснительная записка
- 1.2. Графическая часть проекта
- 1.3. Исходные данные для проектирования
- 2. Выбор рода тока, номинальных значений
- 2.1 Род тока
- 2.2 Номинальное напряжение сээс
- 2.3 Частота тока
- 3. Расчет мощности судовой электростанции
- 4. Выбор числа и мощности генераторных
- 4.1. Выбор количества и мощности генераторных
- 4.2. Выбор количества и номинальной
- 4.3 Выбор аварийного источника электроэнергии
- 5. Проверка генераторов по провалу напряжения
- 6. Разработка структурной схемы
- 6.1 Структурная схема распределительных сетей судна
- 6.2 Структурная схема главного распределительного щита
- 7. Расчет электрических сетей
- 7.1. Выбор сечения кабелей
- 7.2. Проверка кабелей по допустимой потере напряжения
- 7.3. Выбор сечения шинопровода
- 8. Выбор аппаратов защиты электрических сетей
- 9. Расчет токов короткого замыкания
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Расчет токов короткого замыкания
- 10. Проверка элементов судовой энергосистемы
- 10.1. Проверка шинопровода по токам короткого замыкания
- 10.2 Проверка аппаратов защиты
- Учебное издание
- Основы расчета и проектирования судовЫх электроэнергетических систем