5. Проверка генераторов по провалу напряжения
Одно из требований, предъявляемых к СЭС: обеспечить необходимое качество электрической энергии.
Так, к системе регулирования напряжения генераторов переменного тока Правилами Речного Регистра [2] предъявляется следующее требование: внезапное изменение симметричной нагрузки генератора, работающего при номинальных частоте вращения и напряжении, не должно вызывать снижения напряжения ниже 85 % и повышения выше 120 %. После этого напряжение генератора должно восстанавливаться до номинального значения в течении не более 1,5 с с отклонением не более 3 %.
Снижение величины напряжения, т.е. его провал, зависит от значения и характера включаемой нагрузки и параметров генератора, а характер восстановления напряжения определяется, в основном, параметрами регулятора напряжения.
Наиболее характерным примером внезапного наброса симметричной нагрузки для судовой электростанции является подключение к ее шинам асинхронного короткозамкнутого двигателя с мощностью, соизмеримой с мощностью генератора (или параллельно работающих генераторов).
Проверку генератора на провал напряжения необходимо делать в случае выполнения следующего условия:
Рд.ном0,25Рг.ном,
где Рд.ном – номинальная активная мощность подключаемого электродвигателя; Рг.ном – номинальная активная мощность генератора(ов) в соответствующем расчетном режиме.
При определении максимального провала напряжения, характер изменения напряжения генератора при пуске асинхронного двигателя представляют как наложение двух процессов понижения напряжения генератора без регулятора (кривая 1 на рисунке 5.1) и повышения напряжения генератора под действием регулятора (кривая 2), дающих результирующую кривую 3. Кривая 3 характеризуется мгновенным снижением напряжения генератора наUнач, минимальным значением напряжения Umin и максимальным провалом напряжения Umax при tmin, а также полным временем восстановления напряжения tв до первоначального значения.
Рисунок 5.1 – Кривые изменения напряжения синхронного
генератора после наброса нагрузки
В целях упрощения расчетов приняты следующие допущения: 1) генератор до пуска двигателя работал на холостом ходу; 2) пусковой ток двигателя чисто индуктивный; 3) учитываются только индуктивные сопротивления переходного (x'd) и установившегося (xd) режимов, а также соответствующие им э.д.с. генератора (E'd, Ed).
Величина мгновенного снижения напряжения при пуске асинхронного двигателя и установившееся его значение (без учета действия регулятора) определяются как [5]
, (5.1)
, (5.2)
где ;E'd, Ed – соответственно э.д.с. переходного и установившегося режимов (E'd=Ed=1 о.е.); x'd, xd – индуктивные сопротивления обмотки статора генератора, соответствующие переходному и установившемуся режимам; хдв – индуктивное сопротивление двигателя.
Индуктивное сопротивление двигателя в относительных единицах, приведенное к номинальным условиям генератора(ов), определяется по формуле
, (5.3)
где Sг.ном – полная номинальная мощность генератора(ов), кВА; Uг.ном – номинальное напряжение генератора, В; Sд.ном – полная номинальная мощность двигателя, кВА; Uд.ном – номинальное напряжение двигателя; kпуск – кратность пускового тока двигателя (kпуск5).
Полная номинальная мощность, потребляемая асинхронным электродвигателем, определяется как
, (5.4)
где Р2ном – номинальная мощность на валу двигателя, кВт; ном, cosн - номинальные к.п.д. и коэффициент мощности двигателя.
Уравнение для определения минимального значения напряжения генератора при пуске асинхронного двигателя имеет следующий вид:
, (5.5)
где - постоянная времени обмотки возбуждения генератора при замкнутой обмотке статора на сопротивление хдв; Тd0 – постоянная времени обмотки возбуждения при разомкнутой обмотке статора генератора, с; К – коэффициент, характеризующий скорость нарастания напряжения возбуждения (для генераторов с самовозбуждением К=1520); tmin – время, при котором напряжение генератора достигает своего минимального значения (рисунок 5.1), определяется по формуле:
. (5.6)
Максимальный провал напряжения находится из выражения
Umax=(1Umin)100 %. (5.7)
Определение провалов напряжения при пуске двигателей необходимо производить для наиболее тяжелых условий, т.е. при минимально возможном числе работающих генераторов.
В тех случаях, когда Umax15 %, необходимо предусмотреть меры для снижения пускового тока двигателя (переключение обмоток статора со звезды на треугольник, введение сопротивления в цепь статора, выбор двигателя другого типа), а если это невозможно – изменить комплектацию СЭС, заменив генераторы на более мощные. Для случая переключения обмоток двигателя со звезды на треугольник в уравнении (5.3) необходимо разделить Uг.ном на и произвести повторный расчет.
Расчет провала напряжения производится в относительных единицах.
В справочных данных генераторов значения сопротивлений (кроме активных) даны в относительных единицах. При этом за базисные значения взяты номинальные мощность (Sг.ном) и линейное напряжение (Uг.ном). Необходимые данные по судовым синхронным генераторам приведены в приложении Д.
- В.М. Зырянов, о.П. Кузьменков, а.Б. Мосиенко
- Основы расчета и проектирования
- СудовЫх электроэнергетических
- Оглавление
- Введение
- 1. Требования к выполнению курсового проекта
- 1.1. Расчетно-пояснительная записка
- 1.2. Графическая часть проекта
- 1.3. Исходные данные для проектирования
- 2. Выбор рода тока, номинальных значений
- 2.1 Род тока
- 2.2 Номинальное напряжение сээс
- 2.3 Частота тока
- 3. Расчет мощности судовой электростанции
- 4. Выбор числа и мощности генераторных
- 4.1. Выбор количества и мощности генераторных
- 4.2. Выбор количества и номинальной
- 4.3 Выбор аварийного источника электроэнергии
- 5. Проверка генераторов по провалу напряжения
- 6. Разработка структурной схемы
- 6.1 Структурная схема распределительных сетей судна
- 6.2 Структурная схема главного распределительного щита
- 7. Расчет электрических сетей
- 7.1. Выбор сечения кабелей
- 7.2. Проверка кабелей по допустимой потере напряжения
- 7.3. Выбор сечения шинопровода
- 8. Выбор аппаратов защиты электрических сетей
- 9. Расчет токов короткого замыкания
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Расчет токов короткого замыкания
- 10. Проверка элементов судовой энергосистемы
- 10.1. Проверка шинопровода по токам короткого замыкания
- 10.2 Проверка аппаратов защиты
- Учебное издание
- Основы расчета и проектирования судовЫх электроэнергетических систем