Энергосберегающие мероприятия и их экономический эффект
СПОСОБ | МЕРОПРИЯТИЯ | РЕЗУЛЬТАТ |
Снижение тепловых потерь сквозь оконные, дверные проемы и притворы, на нагрев поступающего извне холодного воздуха
| - Устранить щели, неплотности ватой, герметиком, монтажной пеной; утеплить дверные и оконные рамы толстой бумагой, липкой лентой, завесить окна и балконные двери толстыми занавесками, но не закрывать ими радиаторы; - укрепить прозрачную полиэтиленовую пленку на окнах (тройное остекление или установить стеклопакеты; остеклить лоджию или балкон; - установить регулируемые решетки на вентиляционных каналах или закрыть частично вентиляционные отверстия в туалете, ванной, на кухне плотной бумагой или картоном. | Потери тепла снижаются на
20 – 25%
15 – 35%
39% |
Повышение теплоотдачи отопительных приборов | Установить отражающий экран за радиатором и под подоконником из блестящей пленки, алюминиевой фольги, между экраном и стеной положить теплоизолирующий слой из войлока; установить краны, терморегуляторы на радиаторах, периодически очищать их от пыли; изолировать трубы горячей воды войлоком или пенистым материалом; не загораживать радиаторы мебелью, коврами, шторами и т.п. | Экономия тепла, улучшение микроклимата в помещении |
Снижение потребления электроэнергии | Соблюдать дисциплину отключения осветительных приборов, применять их рациональное размещение и сочетание; рациональное пользование бытовыми электроприборами; - использовать энергосбе-регающие лампы, совре-менные бытовые приборы: электрочайники, кофе-варки, печи СВЧ и т.п.; - периодически размораживать холодиль-ник (морозильник), размес-тить его в холодном месте кухни, класть в него только охлажденные продукты. | Экономия электроэнергии на:
15 – 35%
30 – 40%
3 – 20% |
Уменьшение расхода воды | Устранить течи в кранах и трубах, не оставлять краны открытыми, использовать рациональный напор струи; мыть посуду в емкости с водой и моющим средством, а не под струей воды; принимать душ вместо ванны; кипятить воды не больше, чем нужно; соединить выход раковины умывальника с бачком унитаза. | Экономия воды, электроэнергии, тепла |
Учет, регулирование расхода энергии | Установить счетчики электроэнергии, тепла, газа, воды, терморегуляторы. | Экономия энерго-ресурсов 30 – 50% |
Уделим внимание практическим приемам правильного пользования электробытовыми приборами для повышения их энергетической эффективности. При приготовлении пищи или кипячении воды целесообразно выключать конфорки несколько раньше окончательной готовности или закипания воды, это позволяет сэкономить до 20% электроэнергии за счет тепловой инерции раскаленной конфорки. Более экономично пользоваться электрочайниками, электрокофеварками, яйцеварками, печами СВЧ и т.п., которые имеют КПД в 1,5–1,8 раза выше, чем обычные газовые и электрические плиты. При приготовлении нескольких блюд можно сберечь от 10 до 30% электроэнергии, если использовать еще не остывшие конфорки для предварительного нагрева воды, используемой в приготовляемых блюдах, если пользоваться предварительно отстоявшейся водой комнатной температуры, а не холодной (8–10°С) прямо из-под крана, если во время готовки накрывать кастрюлю крышкой. Все крупы имеет смысл замачивать с вечера, залив горячей водой, накрыв плотно крышкой, – это также сэкономит расход энергии на приготовление.
Добиться значительной экономии электроэнергии можно при разумном сочетании общего и локального (местного) освещения на рабочем столе, в гостиной для просмотра телевизионных программ, у зеркала в прихожей и т.п. Хорошо предусмотреть возможность включения части ламп в светильниках, автоматического отключения освещения при выходе из комнаты, использовать современные энергосберегающие лампы. К ним относятся, например, компактные люминесцентные лампы КЛЛ, которые потребляют в 6–7 раз меньше электрической энергии по сравнению с лампами накаливания при одинаковой освещенности. Для любых типов ламп светоотдача увеличивается с увеличением мощности. Использование нескольких ламп малой мощности вместо одной мощной лампы в осветительных устройствах требует больше энергии. Так, 4 люминесцентных лампы по 20 Вт дают 2/3 света, который можно получить от двух ламп по 40 Вт, или 4/7 света, который дает одна лампа 75 Вт.
Действенным инструментом стимулирования экономии энергоресурсов в жилом секторе послужило Постановление Совета Министров от 7 июля 1994 г. «О введении приборного учета расхода газа, воды и тепловой энергии в домах жилищного фонда республики», которое обязало оснащать вновь вводимое и капитально ремонтируемое жилье приборами группового и индивидуального учета. Счетчик оказывает психологическое действие: когда платишь за реально потребленное количество воды, газа, тепла, осознаешь, что оно могло бы быть меньшим, и думаешь о возможностях экономии.
К мощным организационно-экономическим инструментам повышения энергоэффективности бытовых приборов и устройств относится их маркировка по уровню удельного энергопотребления.
Цена на товары назначается в зависимости от маркировки и регулирует поведение производителя и потребителя на рынке: стимулирует производителя на выпуск более энергоэкономичного оборудования, а потребителя – на его приобретение. Кроме того, маркировка энергоэффективности позволяет населению ориентироваться в широкой номенклатуре бытовой техники.
Н а рис. 8.1 можно увидеть, сколько электроэнергии потребляет в среднем за год каждый бытовой прибор. Современная промышленность выпускает сейчас электроприборы для домашнего хозяйства, потребляющие почти в 10 раз меньше электроэнергии, чем аналогичные десятилетней давности (рис. 8.2).
В странах Европейского Союза вес холодильники подразделяются на 7 категорий экономичности: А, В, С, D, E, F, G. Холодильники категории А и В являются высокоэффективными и потребляют в год около 300 кВт-ч электроэнергии. Холодильники категории G имеют самую низкую эффективность. Холодильники «Атлант» минского завода соответствуют среднеевропейскому стандарту и отвечают категории С. Имея в виду, что в Беларуси на долю холодильников и морозильников приходится 30-40% общего расхода электроэнергии в быту, переход на выпуск холодильной бытовой техники категории А даст экономию около 170000 т.у.т.
- Тема 1. Энергетика, энергосбережение. Топливно-энергетические ресурсы 8
- Тема 2. Виды энергии. Получение, преобразование и использование энергии 40
- Тема 3. Топливно-энергетический комплекс республики беларусь. Перспективы его развития 89
- Тема 4. Управление энергосбережением в республике беларусь 129
- Тема 1. Энергетика, энергосбережение. Топливно-энергетические ресурсы Лекция 1. Энергетика, энергосбережение
- Энергетика, энергосбережение, энергетические ресурсы: основные понятия и определения
- Роль энергетики в жизни и развитии общества и уровне его цивилизации
- Топливно-энергетические ресурсы Возобновляемые и невозобновляемые энергетические ресурсы
- Вторичные энергоресурсы, источники поступления, пути использования
- Мировые запасы энергетических ресурсов, млрд. Т условного топлива
- Условное топливо
- Мировое потребление тэр
- Сущность и причины мирового энергетического кризиса
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Виды энергии. Получение, преобразование и использование энергии Лекция 2. Виды энергии. Получение, преобразование и использование энергии
- Энергия и ее виды
- Закон сохранения энергии
- Общая характеристика современного энергетического производства
- Традиционная энергетика и ее характеристика
- Основные типы электростанций и их характеристики
- Нетрадиционная энергетика и ее характеристика
- Удельные мощности нетрадиционных возобновляемых источников энергии
- Энергетические потребности для производства электроэнергии при использовании возобновляемых источников
- Другие виды нетрадиционной энергетики
- Топливо
- Графики нагрузки
- Транспорт и распределение энергии
- Основные показатели эффективности использования энергии и энергосбережения
- Энергетика и окружающая среда
- Выбросы загрязняющих веществ при работе тэс мощностью 1000 мВт
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Топливно-энергетический комплекс республики беларусь. Перспективы его развития Лекция 3. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь. Перспективы его развития
- Характеристика топливно-энергетического комплекса Беларуси
- Развитие генерирующих источников
- Возможности и перспективы развития малой и нетрадиционной энергетики в Беларуси
- Необходимость и резервы энергосбережения в Беларуси
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Управление энергосбережением в республике беларусь Лекция 4. Управление энергосбережением в Республике Беларусь
- Система и структура управления энергосбережением в Беларуси
- Цели и средства реализации энергетической политики
- Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики
- Принципы государственной политики энергосбережения
- Методы реализации государственной политики энергосбережения
- Социально-психологический механизм управления энергосбережением
- Административный механизм управления энергосбережением
- Финансово-экономический механизм управления энергосбережением
- Инвестирование энергосбережения
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Тарифообразование и ценообразование в энергетике Лекция 5. Тарифообразование в энергетике
- Определение себестоимости выработки энергии
- Энергетические тарифы
- Механизм формирования тарифов в условиях регулируемой рыночной экономики
- Средняя стоимость производства теплоты на альтернативных котельных в энергосистеме
- Экономическая и тарифная политика в энергетике
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Основы нормирования расхода энергетических ресурсов на производстве Лекция 6. Основы нормирования расхода энергетических ресурсов на производстве
- Понятие норм расхода энергетических ресурсов
- Классификация норм расхода
- Разработка норм расхода энергии
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Основы энергетического аудита и менеджмента Лекция 7. Основы энергетического аудита и менеджмента
- Организация, цели и функции энергетического менеджмента
- Организационные основы:
- 3. Основные направления повышения эффективности энергоисполъзования.
- Энергетический баланс предприятия
- Формы учета энергии
- Энергетический аудит
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Энергосбережение на предприятии и в быту Лекция 8. Энергосбережение на предприятии и в быту
- Способы и средства энергосбережения на предприятиях и в организациях
- Учет, контроль и управление энергопотреблением
- Эффективное использование энергии в населенных пунктах
- Энергосбережение в быту
- Энергосберегающие мероприятия и их экономический эффект
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Энергосбережение за рубежом Лекция 9. Энергосбережение за рубежом
- Мировой опыт энергосбережения
- Энергосбережении в России
- Традиционные направления развития электроэнергетики
- Нетрадиционные технологии производства электроэнергии
- Бестопливные и энергосберегающие технологии производства электроэнергии
- Опыт энергосберегающей политики в сша
- Японский опыт энергосбережения
- 1. Методические указания для руководителей промышленных предприятий.
- 2. Энергоменеджмент.
- 3. Контроль за использованием энергии.
- 4. Назначение энергоменеджеров.
- 5. Энергоаудит.
- Опыт повышения энергоэффективности в Дании
- Контрольные вопросы к теме №9
- Зачетные вопросы
- Литература и нормативные акты:
- Свидерская Оксана Валентиновна Основы энергосбережения
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.