logo
15

Волгоградская гэс

Волжская гидроэлектростанция (Сталинградская, Волгоградская, им. XXII съезда КПСС) расположена в Волгоградской области, в городе Волжском. Является крупнейшей гидроэлектростанцией в Европе.

Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1961 году. ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа. Состав сооружений ГЭС:

По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.

Мощность ГЭС – 2 582,5 МВт (вместе с межшлюзовой ГЭС – 2 593,5 МВт), среднегодовая выработка – 11,1 млрд. кВт·ч. В здании ГЭС установлены 22 поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ587-ВБ-930, работающих при рабочем напоре 20 м: 17 – мощностью по 115 МВт, 3 – мощностью по 125,5 МВт и 2 – мощностью по 120 МВт, а также агрегат рыбоподъёмника ПЛ30-В-330 мощностью 11 МВт.

В здании межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ30-В-330, работающих при расчётном напоре 17 м.

Напорные сооружения ГЭС(длина напорного фронта 4,9 км) образуютВолгоградское водохранилище. Длина водохранилища около 600 км, ширина достигает в некоторых местах 14 км, площадь – более 3 тыс. кв. км.

История строительства

Начало строительства гидроэлектростанции было положено 6 августа 1950 года – в этот день И. В. Сталин подписал постановление Совета министров СССР о сооружении севернее города Сталинграда гидроузла мощностью не менее 1,7 млн. кВт. Спустя три недели была образована организация Сталинградгидрострой, а в начале сентября на левом берегу реки Волги близ хутора Верхняя Ахтуба вырос палаточный городок, в котором поселились первые гидростроители.

В мае 1951 года была огорожена площадка левого берега Волги для будущего заложения плотины, шлюза и гидростанции, развернулось строительство подъездных железнодорожных путей к местам строительных работ. Через месяц началась прокладка линии электропередач с правого на левый берег Волги.

Одновременно со строительством проводилась и подготовка кадров. Всего за первый год на строительстве Сталинградской ГЭС было подготовлено 2,5 тысячи специалистов различных профессий, 1 сентября 1951 года здесь открылся гидротехнический техникум. Первый год грандиозной стройки стал периодом подготовки к основным работам: создавалась необходимая производственная база, велось строительство железных и автомобильных дорог, жилья для строителей.

1 мая 1952 года берега Волги были соединены 90-метровыми переходными мачтами, по которым началась подача электроэнергии, необходимой для работы мощных земснарядов при возведении Сталинградской ГЭС. В сентябре 1952 года для обеспечения строительства необходимыми материалами на территории возводимого объекта открылся Центральный ремонтно-механический завод. Всего же за время строительства ГЭС специально для ее нужд были построены арматурный, авторемонтный и бетонный заводы.

В ноябре началось разминирование Волги и Сталинградской земли. Специально для этих целей была образована войсковая часть.

Первый ковш грунта из котлована гидростанции был выкопан 22 августа 1953 года. К этому времени на строительстве Сталинградской ГЭС трудились около 16 тысяч человек, а к концу года – 22 тысячи.

Осушение котлована водосливной плотины завершилось 26 июня 1954 года. Чуть более чем через два месяца в фундамент здания будущей гидростанции был уложен первый кубометр бетона, в который заложили мемориальную плиту с памятной надписью. В феврале 1955 года берега Волги соединила подвесная канатная дорога длиной чуть более километра – к этому моменту заработала ее первая очередь. С вводом в эксплуатацию второй очереди воздушной дороги протяженность пути, совершаемого вагонетками со щебнем и бетоном с одного берега реки на другой, увеличилась до 4,3 км.

Начиная с 1957 года, на строительстве Сталинградской ГЭС не было отмечено ни одного случая срыва или отклонения от сроков важнейших работ. Более того, зачастую работы завершались досрочно.

23 октября 1958 года был затоплен котлован Сталинградской ГЭС, еще через неделю основное русло реки Волга было перекрыто.

Первый гидроагрегат станции запустили 23 декабря 1958 года, до конца того же года были введены в эксплуатацию еще два агрегата. В 1958 году гидроагрегаты, смонтированные на Сталинградской ГЭС, завоевали Большой приз на Всемирной выставке в Брюсселе. В апреле 1959 года через шлюзы было открыто судоходство; за один только первый месяц навигации через сооружения гидроузла прошли более тысячи пароходов и барж.

В декабре 1959 года, после завершения монтажа воздушного выключателя, Сталинградская ГЭС впервые передала напряжение в 500 кВ на Москву. Всего же в 1959 году были смонтированы и введены в эксплуатацию 9 гидроагрегатов ГЭС, остальные (кроме последнего – опытного) были запущены к концу 1960 году. В том же году, благодаря мостовому переходу, проложенному по сооружениям гидроузла, открылось автомобильное движение между Сталинградом и Волжским.

9 сентября 1961 года Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию с присвоением ей имени «Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС».

Гидростроитель. 1954 год

Плотина Волжской ГЭС

Нижний бьеф Волжской ГЭС