10. Тепловой расчет
При работе двигателя в нем возникают потери, которые выделяются в виде тепла и отводятся охлаждающим воздухом. Тепло, выделяющееся в машине, вызывает повышение температуры отдельных ее частей. Наиболее чувствительной к нагреву является изоляция обмоток машины. Повышение температуры обмотки на 10-12 выше допустимой сокращает срок службы изоляции вдвое. Поэтому очень важно правильно выбрать тепловой расчет машины.
На нагревание электрической машины влияет режим работы машины и температура охлаждающей среды. Поэтому вводится понятие перегрева и или превышение температуры различных частей машины ф над температурой окружающей среды фохл , т.е.
Допустимый нагрев обмоток зависит от класса изоляции машины (при температуре охлаждающего воздуха + 400 С).
На стадии проектирования электрической машины расчётным путём определяют превышение температуры отдельных наиболее важных частей машины, и тем самым контролируют правильность выбранных электромагнитных нагрузок.
Тепловой расчёт машины может быть установившимся и неустановившимся. Для электрических машин общепромышленного применения, предназначенных для длительного режима работы, обычно производят расчет установившегося теплового режима. При расчёте нагрева для упрощения машину считают как однородное тело. В этом случае передача тепла в окружающую среду происходит путём теплопроводности и теплорассеяния с охлаждаемых поверхностей, а температура изменяется по экспоненциальному закону:
- при нагреве;
- при охлаждении машины;
- установившийся нагрев;
T - постоянная времени нагревания, т.е. время, в течение которого машина нагреется до установившейся температуры, если не будет передачи тепла в окружающую среду.
При передаче тепла от источника тепла к окружающей среде происходит перепад температуры в активных частях машины, в толщине изоляции и между охлаждающими поверхностями и окружающей средой. Так как теплопроводность стали сердечника велика, то перепадом температуры в толще металла, обмотки и сердечника пренебрегают. Обычно ограничиваются определением среднего перегрева обмоток, т.е. считают, что температура обмоток в стали сердечника во всём объёме постоянна. В этом случае тепловой расчёт сводится к определению перепада температуры в пазовой изоляции и превышений температуры внешней поверхности статора и лобовых частей над температурой охлаждающего воздуха.
Температурный перепад по толщине изоляции
Проводники обмоток асинхронных двигателей имеют эмалевую изоляцию, а секции изолируются друг от друга и от паза, поэтому слой изоляции оказывается достаточно толстым. Теплопроводность изоляции весьма низка и не является одинаковой по толщине изоляции. Особенно отрицательную роль в тепловом режиме машины играют воздушные прослойки в пазовой изоляции, т.к. теплопроводность воздуха еще хуже, чем изоляции. Поэтому обмотки электрических машин, как правило, пропитывают компаундами в специальных вакуум-аппаратах, чтобы вытеснить воздух из изоляции и улучшить её теплопроводность. Для практических тепловых расчетов применяют на основании опытных данных значение эквивалентной удельной теплопроводности , равное 16•10-3 Вт/град·мм для изоляции класса F (компаундированной).
Температурный перепад в пазовой изоляции определяется по формуле
где: -коэффициент для приведения потерь в меди при расчетной температуре к максимально допустимой температуре. При изоляции класса F .
П1 - периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения паза
статора, мм; для трапецеидальных полузакрытых пазов
;
односторонняя толщина изоляции в пазу статора, мм, принимаемая по (1, табл. 14).
эквивалентный коэффициент теплопроводности внутренней изоляции катушки из круглого провода, определяемый по (1, рис. 24). Вт/(мм·0С).
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:
Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя:
,
где: б1 - коэффициент теплопроводности с поверхности сердечника статора, Вт/мм2 0С, выбирается по (1, рис.25); б1 = 11,5·10-5 Вт/мм2· 0С.
коэффициент, учитывающий долю потерь в сердечнике статора, передаваемых воздуху двигателя, определяемый по (1, табл.24). k = 0,2
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя:
.
Перепад температуры в изоляции лобовой части обмотки статора:
.
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой внутри двигателя
Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой охлаждающей среды:
где:- сумма всех потерь двигателя при предельной допускаемой температуре за исключением: доли потерь в статоре, передаваемых через наружную поверхность сердечника, а для двигателей со степенью защиты IP44 исключают еще мощность, потребляемую наружным вентилятором, которую принимают примерно равной
условная поверхность охлаждения двигателя, мм2; для двигателей со степенью защиты IP44:
где: - число и высота ребер по (1, рис.26).
- коэффициент подогрева воздуха, Вт/мм2 0С по (1, рис.27).
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой охлаждающей среды
Полученный перегрев меньше допустимого для изоляции класса F.
- 1. Введение
- 2. Определение главных размеров
- 3. Обмотка статора
- 4. Обмотка и пазы ротора, короткозамыкающее кольцо
- 5. Параметры двигателя для рабочего режима
- 5.2 Индуктивное сопротивление
- 5.2.1 Коэффициент магнитной проводимости рассеяния статора
- 5.2.2 Коэффициент магнитной проводимости рассеяния ротора
- 5.3 Намагничивающий ток
- 5.3.1 Воздушный зазор
- 5.3.2 Зубцы статора
- 5.3.3 Зубцы ротора
- 5.3.4 Спинка статора
- 5.3.5 Спинка ротора
- 5.3.6 Параметры магнитной цепи
- 6. Потери холостого хода
- 7. Круговая диаграмма
- 7.1 Рабочие характеристики
- 8. Начальный пусковой момент и начальный пусковой ток
- 9. Максимальный момент
- 10. Тепловой расчет
- Заключение
- § 18.4. Серии трехфазных асинхронных двигателей
- 28.2. Трехфазный асинхронный электродвигатель
- 6.8 Электродвигатели
- §2. Двигатели асинхронные 3хфазные единой серии 4а.
- Технические данные асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором серии 4а основного исполнения
- 2. Асинхронные электродвигатели:
- 6.11 Серии судовых асинхронных двигателей
- 1.3 Асинхронные двигатели серии 4а.
- Особенности новых серий двигателей