9.2 Расчет токов короткого замыкания
Для расчета токов КЗ в СЭЭС разработан ряд методов. Наиболее известные из них – упрощенный аналитический метод и метод расчетных кривых. Последний является достаточно простым и удобным для практики и широко применяется для расчета токов КЗ в судовых энергосистемах.
Расчетные кривые представляют собой (рисунок 9.4) зависимость в относительных единицах действующего значения периодической составляющей тока короткого замыкания Iп.к.з от величины результирующего сопротивления Zрез до расчетной точки КЗ.
Кривые построены для различных моментов времени после начала КЗ: для t=0; 0,01; 0,05; 0,1; 0,15; 0,25; 0,4; 0,6 с и t=, в соответствии с процессом затухания тока.
Пользуясь расчетными кривыми, можно получить все необходимые значения составляющих тока КЗ:
действующие значения периодического тока КЗ в любой момент времени (I0; I0,01; I0,05; I0,1 …I);
значение ударного тока КЗ генераторов с учетом затухания периодического и апериодического токов за время, равное 0,01 с:
, (9.4)
Рисунок 9.4 – Расчетные кривые для определения
периодической составляющей тока КЗ СЭЭС
где Куд – ударный коэффициент, учитывающий затухание апериодической составляющей тока КЗ и определяемый по кривой рисунок 9.5 в зависимости от отношения хрез/rрез цепи КЗ.
Рисунок 9.5 – Зависимость ударного коэффициента
Куд от отношения хрез/rрез
По формуле (9.1) и кривым на рисунке 9.4 определяются токи КЗ, обусловленные работой генераторов. Однако асинхронные двигатели, работающие в системе, также внося свой вклад в величину тока КЗ. Этот ток принято называть током подпитки асинхронных двигателей (рисунок 9.6). В расчетах их заменяют некоторым эквивалентным двигателем, мощность которого равна суммарной мощности работающих двигателей.
Действующее значение дополнительного тока эквивалентного двигателя, посылаемого в точку КЗ, определяют по формуле [5]:
, (9.5)
где Zдв – сопротивление эквивалентного двигателя; Едв – э.д.с. эквивалентного двигателя (Едв=0,9 о.е.); U – величина потери напряжения на участке кабеля от шин ГРЩ до точки КЗ (остаточное напряжение).
Значение остаточного напряжения определяется следующим образом:
U=I0Zкаб, (9.6)
гдеI0 – действующее значение периодического тока генераторов для t=0, о.е.; Zкаб – полное сопротивление кабеля от ГРЩ до точки КЗ.
Рисунок 9.6 – Схема для пояснения возникновения
тока подпитки асинхронных двигателей
Сопротивление эквивалентного двигателя Zдв в относительных номинальных единицах определяется по кратности его пускового тока. Принимая кратность пускового тока эквивалентного двигателя равной 5, получаем [5]
,
где Sдв – номинальная мощность эквивалентного двигателя, определяемая по уровню загрузки генераторов электростанции кВА; Sб –базисная мощность, которая принимается равной суммарной мощности всех генераторов, включенных в исходную схему, кВА;
Наиболее вероятная загрузка генераторов судовых электростанций – около 75 % их номинальной мощности, поэтому
. (9.7)
В связи с тем, что обмотки асинхронных двигателей имеют высокое активное сопротивление, апериодической составляющей тока подпитки можно пренебречь. Периодическая же составляющая Iдв предполагается незатухающей, а ударный ток подпитки iуд.дв принимается равным амплитудному значению периодического тока:
. (9.8)
Общий ударный ток в точке КЗ равен сумме токов генераторов (9.4) и двигателей (9.8):
iуд=iуд. г+iуд. дв. (9.9)
Действующее значение установившегося тока КЗ равно
I=I+Iдв. (9.10)
Для получения действующего значения периодической составляющей и ударного тока КЗ в амперах необходимо полученные значения умножить на базисный ток Iб определяемый следующим образом
. (9.11)
Результаты расчетов необходимо свести в таблицу (таблица 8.1).
Активные и индуктивные сопротивления кабелей и автоматов приведены в приложении М.
Пример расчета токов короткого замыкания
Рассмотрим порядок определения токов КЗ в СЭЭС переменного тока при коротком замыкании в точках К и К1 на примере схемы рисунок 9.7.
Рисунок 9.7 – Схема для расчета токов КЗ СЭЭС переменного тока
Параметры генератора G1: S1=375 кВА; x''d1=0,122 о.е.; rа1=0,0185 Ом.
Параметры генератора G2: S2=250 кВА; x''d2=0,176 о.е.; rа2=0,0254 Ом.
Сопротивление кабелей на участке от генератора G1 до ГРЩ (в соответствии с (9.1), рисунком 9.7 и приложением М): активное Ом; реактивноеОм.
Сопротивление кабелей на участке от генератор G2 до ГРЩ: активное Ом; реактивноеОм.
Сопротивления контактов, шин, аппаратов и других участков цепи в ГРЩ принимаем равными соответствующим сопротивлениям генераторных кабелей.
Сопротивление кабеля от ГРЩ до точки К1: активное Ом, реактивноеОм. Сопротивление контактов, шин и аппаратов на этом участке примем: активное 0,001 Ом; реактивное 0,0001 Ом.
В соответствии с (9.2) базисная мощность равна:
Sб=S1+S2=375+250=625 кВА;
Тогда, приняв за базисное, напряжение на шинах ГРЩ (400 В), найдем базисный ток
А.
Далее составляем схему замещения для расчета токов КЗ (рисунок 9.8) и определяем сопротивления ее участков, приведенные к базисным условиям.
Активное сопротивление обмотки статора генераторов G1 и G2 в относительных единицах определяем по формуле (9.2):
,
.
Реактивное сопротивление генераторов G1 и G2 (в соответствии с выражением 9.3):
,
.
Рисунок 9.8 – Схемы замещения для
определения сопротивлений СЭЭС
Сопротивления участков от генераторов G1 и G2 до шин ГРЩ (9.2):
активное
,
;
реактивное
,
.
Сопротивление участка кабеля от ГРЩ до точки К1 (9.2):
активное
;
реактивное
;
полное
.
Общие сопротивления генераторных цепей (рисунок 9.8б):
активные
,
;
реактивные
,
.
Для определения эквивалентного сопротивления двух параллельных генераторных цепей (рисунок 9.8 в) воспользуемся символьным методом (комплексной формой*):
,
,
* Напомним основные действия с комплексными числами:
.
Полученное сопротивление является результирующим при КЗ в точке К (на шинах ГРЩ).
Отношение , соответственно Куд=1,36 (согласно рисунку 9.5). Полное сопротивление . Соответственно этому по расчетным кривым рисунка 9.4 находимI0=6,8; I0,01=6,1; I=3,85.
При КЗ на шинах ГРЩ U=0, поэтому ток подпитки двигателей, в соответствии с (9.5), равен
.
Ударный ток КЗ в точке К, в соответствии с формулами (9.4), (9.9) и (9.11) равен
А.
Действующее значение периодической составляющей тока КЗ в точке К, определяемое по формулам (9.10) и (9.11), равно
А.
При КЗ в точке К1 результирующие сопротивления (рисунок 9.7 г):
,
.
Отношение , тогда Куд=1,25 (согласно рисунку 9.5). Полное сопротивление . Соответственно этому по расчетным кривым рисунка 9.4 находимI0=6,9; I0,01=6,15; I=3,8.
Остаточное напряжение на шинах ГРЩ (9.6)
U=6,90,0159=0,11.
Ток подпитки двигателей (9.5)
.
Ударный ток КЗ в точке К1, в соответствии с формулами (9.4), (9.9) и (9.11)равен
А.
Действующее значение периодической составляющей тока КЗ в точке К1, определяемое по формулам (9.10) и (9.11), равно
А.
- В.М. Зырянов, о.П. Кузьменков, а.Б. Мосиенко
- Основы расчета и проектирования
- СудовЫх электроэнергетических
- Оглавление
- Введение
- 1. Требования к выполнению курсового проекта
- 1.1. Расчетно-пояснительная записка
- 1.2. Графическая часть проекта
- 1.3. Исходные данные для проектирования
- 2. Выбор рода тока, номинальных значений
- 2.1 Род тока
- 2.2 Номинальное напряжение сээс
- 2.3 Частота тока
- 3. Расчет мощности судовой электростанции
- 4. Выбор числа и мощности генераторных
- 4.1. Выбор количества и мощности генераторных
- 4.2. Выбор количества и номинальной
- 4.3 Выбор аварийного источника электроэнергии
- 5. Проверка генераторов по провалу напряжения
- 6. Разработка структурной схемы
- 6.1 Структурная схема распределительных сетей судна
- 6.2 Структурная схема главного распределительного щита
- 7. Расчет электрических сетей
- 7.1. Выбор сечения кабелей
- 7.2. Проверка кабелей по допустимой потере напряжения
- 7.3. Выбор сечения шинопровода
- 8. Выбор аппаратов защиты электрических сетей
- 9. Расчет токов короткого замыкания
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Расчет токов короткого замыкания
- 10. Проверка элементов судовой энергосистемы
- 10.1. Проверка шинопровода по токам короткого замыкания
- 10.2 Проверка аппаратов защиты
- Учебное издание
- Основы расчета и проектирования судовЫх электроэнергетических систем