logo search
Доплонительный материал / КП_по_СЭЭС / Учебное пособие (Часть1)

4.3 Выбор аварийного источника электроэнергии

Аварийным называется источник электрической энергии, предназначенный для питания наиболее ответственных судовых потребителей (таблица 4.1) при исчезновении напряжения на главном распределительном щите [2].

В качестве источников электроэнергии аварийной электростанции могут использоваться дизель-генераторы или аккумуляторные батареи. Мощность аварийного источника определяется суммарной мощностью, которую потребляют аварийные приемники электроэнергии.

По Правилам Речного Регистра [2] оборудование судов аварийным источником электрической энергии должно производиться в соответствии с таблицей 4.2.

На пассажирских и грузопассажирских судах всех классов, оборудованных аварийным дизель-генератором, должна быть предусмотрена аккумуляторная батарея в качестве аварийного кратковременного источника электрической энергии, т.е. источника электрической энергии, предназначенного для питания (в течение не менее 30 мин) самых необходимых судовых потребителей (таблица 4.1) с момента исчезновения напряжения от основного источника до появления напряжения от аварийного дизель-генератора.

Расчет мощности аварийного дизель-генератора или емкости аварийных аккумуляторных батарей производится путем составления таблицы (таблица 4.3), в которую включаются все аварийные потребители, перечисленные в таблице 4.1.

По значению суммарной мощности 1,05Р выбирают мощность аварийного источника.

Если в качестве аварийного источника берутся аккумуляторные батареи, то их емкость определяется с учетом потерь в сети 10% по выражению:

, Ачас, (4.3)

где t – нормированное время работы батареи, определяемое из таблицы 4.2, час; U – номинальное напряжение аварийной батарей, В; k1 – коэффициент саморазряда батареи (k1=0,80,85).

Таблица 4.1 – Аварийные потребители электроэнергии

Потребители электрической энергии

в аварийном режиме

Источник электроэнергии

Аварийный

Аварийный кратковременный

1

2

3

1. Сигнальные средства

1.1. Сигнально-отличительные фонари

+

1.2. Фонарь "не могу управляться"

+

1.3. Фонарь дневной сигнализации

+

2. Аварийное электрическое освещение

2.1. Посты управления главными двигателями

+

2.2. Главный распределительный щит и пульт управления

+

+

2.3. Водомерные приборы котлов

+

+

2.4. Помещение аварийной электростанции

+

+

2.5. Выходы машинных и котельных помещений, коридоры, а также трапы

+

+

2.6. Радиорубка (при отсутствии автономного аварийного освещения)

+

+

2.7. Помещения для пассажиров и команды с числом мест не более 20 и выходы из них

+

+

2.8. Ходовая рубка

+

+

2.9. Шлюпочные палубы и места посадки в шлюпки, а на пассажирских судах также указателей выходов на шлюпочную палубу и информационных табличек у спасательных средств

+

+

2.10. Камбуз

+

2.11. Румпельное отделение

+

Таблица 4.1 (продолжение)

1

2

3

3. Средства управления, внутрисудовая связь и сигнализация

3.1. Электрифицированная система дистанционного управления главными двигателями

+

3.2. Аксиометр

+

+

3.3. Прочие приборы управления судном

+

3.4. Устройства дистанционного управления средств объемного пожаротушения и их сигнализация

+

3.5. Авральная сигнализация (продолжительность работы не менее 15 мин)

+

3.6. Пожарная сигнализация

+

4. Силовые потребители

4.1. Электрический и электрогидравлический привод руля (продолжительность работы не менее 15 мин)

+

4.2. Электрические приводы водонепроницаемых дверей и сигнализация положения дверей

+

5. Потребители, получающие питание только при установке дизель-генератора

5.1. Щит питания радиооборудования и радионавигации

+

5.2. Освещение магнитных компасов

+

5.3. Гирокомпас

+

В некоторых случаях на малых судах устанавливают аккумуляторные батареи комбинированного назначения – для аварийного освещения и стартерного пуска главных или вспомогательных двигателей. В этом случае необходимо определить емкость для стартерного режима:

, Ачас, (4.4)

где Iст – пусковой ток стартера; tп – продолжительность каждого пуска, 5 с; n – число последовательных пусков (не менее 10 последовательных пусков каждого главного двигателя и не менее 6 – вспомогательного [2]); k1 – коэффициент саморазряда батареи k1=0,80,85; k2 – коэффициент снижения емкости батареи вследствие пусковых токов, k2=0,85.

Общая емкость аккумуляторной батареи комбинированного назначения:

Q=Qав+Qст. (4.5)

Обычно приходится устанавливать несколько аккумуляторных батарей, для повышения напряжения их соединяют в группы последовательно, для повышения общей емкости несколько групп соединяют параллельно.

Технические характеристики аккумуляторов приведены в приложении Г.

Таблица 4.2 – Аварийные источники электроэнергии для разных типов судов

Типы судов

Аварийные источники электрической энергии

Класс судна

Время работы, ч не менее

1. Пассажирские и грузопассажирские

Дизель-генератор или аккумуляторная батарея

"М"

6

"О", "Р", "Л"

3

2.1. Наливные самоходные

2.2. Буксиры и толкачи для транспортировки наливного флота

Дизель-генератор или аккумуляторная батарея

Всех

классов

3

3.1. Прочие сухогрузные самоходные

3.2. Буксиры и толкачи

3.3. Суда технического флота

Дизель-генератор или аккумуляторная батарея

Всех

классов

3

4.1. Нефтеперекачивающие и нефтезачистные станции

4.2. Плавучие мастерские

Аккумуляторная батарея

Всех классов

1

Таблица 4.3 – Расчет нагрузки аварийного источника электроэнергии

Наименование аварийного потребителя

Количество

Единичная потр. мощность, Вт

Полная потр. мощность, Вт

1. Сигнально-отличительные фонари

2. Освещение ГРЩ

и т.д.

Суммарная мощность Р (с учетом потерь в сети 5%)