logo search
15

Саратовская гэс

Строительство Саратовской ГЭС началось в 1956году и закончилось в1971году. ГЭС является гидроэлектростанцией руслового типа. Состав сооружений ГЭС:

По сооружениям ГЭС проходят автодорожный и железнодорожный переходы.

Проектная мощность ГЭС – 1 360 МВт, установленная – 1 270 МВт, среднегодовая выработка – 5,352 млрд. кВт·ч.

В здании ГЭС установлено 24 гидроагрегата, работающих при расчётном напоре 9,7 м:

Напорные сооружения ГЭС образуют Саратовское водохранилище.

История строительства

Первый трудовой десант «Куйбышевгидростроя» высадился в Балакове в конце февраля 1956 года. Началом строительства Саратовской ГЭС можно считать 1 июня 1956 года, когда в Совете министров СССР был подписан приказ об образовании строительно-монтажного управления «Саратовгэсстрой».

Первый вариант проекта предусматривал наглухо перекрыть земляной плотиной правую волжскую протоку и часть острова Пустынный, а левую перегородить бетонной водосливной плотиной и сооружениями гидроэлектростанции. Шлюзованный судоходный канал предполагалось прорыть на левом берегу.

Однако затем было предложено перенести створ плотины и сооружений гидроэлектростанции выше острова Пустынного. Это сохраняло естественные особенности русла Волги ниже гидроузла, и, кроме того, строителям не нужно было работать в русле реки, так как котлован располагался на берегу. Для судоходного канала и шлюзов предложили использовать готовое ложе реки Сазанлей. Окружая с востока и юга Балаково, она впадала в левую протоку Волги. И город оказывался на острове между Саратовским морем, Волгой и руслом реки Сазанлей, преобразованным в канал. По подсчетам специалистов, новый проект почти вдвое сокращал фронт напорных сооружений, длину земляных перемычек – с 4–5 км до полутора, объем земляных работ – с 5 до 2 млн. м3. В результате стоимость сооружения Саратовского гидроузла уменьшалась на сотни млн. рублей, сокращались сроки работ, уплотнялся график строительства. Новый проект был поддержан в Москве. Пока изменения проекта согласовывались и утверждались, работы начались и продолжались.

В конце июля 1956 года было начато строительство перемычки. Отсыпка грунта производилась в основном автотранспортом с разработкой и погрузкой дизельными экскаваторами.

Ситуация осложнялась тем, что после принятия решения об изменении створа ГЭС проектная организация не могла обеспечить задел рабочих проектов. Это сильно затрудняло организацию работ и материально-технического снабжения. Не раз перепроектировались и подходы линии электропередач Куйбышев-Саратов, и застройка города. И такая неразбериха тянулась несколько лет. Даже в начале 1959-го года дирекция станции с сожалением отмечала отсутствие утвержденного в должном порядке проектного задания на гидроузел и город. Пришлось создать свой самостоятельный проектный отдел.

Тем не менее, основные работы велись, и велись успешно. Уже 21 октября 1957 года на стройку по новой линии электропередач пришел ток с Куйбышевской ГЭС. А спустя всего три дня заработал тогда самый мощный в Советском Союзе земснаряд под № 1007. Его команда в 38 человек ждала, когда появится ток соответствующей силы, ведь мощность всех электромоторов 1007-го равнялась почти 6 тыс. кВт, а это более чем в 2 раза превышало мощность, которую тогда потребляло Балаково со всеми своими заводами, культурно-бытовыми учреждениями и населением. В час такая махина намывала 10 тыс. м3 гидромассы, или 1 тыс. м3 грунта, что заменяло труд 30 тысяч рабочих.

20 декабря 1957 года вошла в строй железная дорога Балаково-Пугачевск, а спустя 10 дней, 30 декабря, в Балаково пришел первый состав, груженный трансформаторами, бетономешалками, кирпичом и другими материалами и оборудованием.

Саратовская ГЭС должна была стать экспериментальной площадкой для внедрения едва ли не всех новаторских идей в строительстве и гидроэнергетике. Ленинградский металлический завод им. XXII съезда КПСС взялся освоить выпуск турбин специально для Саратовской ГЭС. Тогда это были крупнейшие в мире поворотно-лопастные машины, имеющие диаметр рабочего колеса 10,3 м, мощностью по 59 тыс. кВт каждая. Кроме того, ленинградские конструкторы впервые в мире в порядке опыта изготовили два горизонтальных агрегата мощностью около 50 тыс. кВт, с диаметром рабочего колеса 7,5 м. Эти экспериментальные турбины после испытания на Саратовской гидроэлектростанции должны были использоваться на других электростанциях. Преимущество таких турбин заключалось в том, что строительство для них обходилось значительно дешевле. Группа конструкторов завода «Уралгидроаппарат» впервые в СССР разработала оригинальный гидрогенератор для низконапорной Саратовской ГЭС, где разница уровней между верхним и нижним бьефами составляет всего 8 м. Это определило особенности гидроагрегата: тихоходность и большие габариты.

Еще один эксперимент, который внедряли на строительстве Саратовской ГЭС – широкое использование сборного железобетона. Сборные блоки весом в 200 т доставлялись на строительную площадку уже готовыми. Строителям оставалось лишь смонтировать их на месте. Правда, для этого потребовались огромные козловые краны, и их заказали (опять же впервые в СССР) на Днепропетровском металлическом заводе. Длина рабочего портала этих исполинов грузоподъемностью 220 т достигала 75 м, а общее протяжение более 90 м. Кран был способен поднимать грузы на высоту 17-этажного дома. Управлять машиной мог один человек с центрального пульта. Его кабину связывали с землей два лифта и радиотелефон.

Первый крупногабаритный блок в апреле 1965 года был установлен только что смонтированным краном-гигантом на 4-й секции.

В апреле 1965 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство гидроузла в Балакове Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

2 ноября 1967 года состоялось перекрытие Волги. Мощный комплекс современной техники обрушил на реку с моста первые бетонные тетраэдры. Украшенные флагами, транспарантами «Слава КПСС!», «Мы покорим тебя, Волга!», на мост въезжали мощные КРАЗы. Операция продолжалась 12 ч 30 мин. вместо 36 ч по графику.

26 ноября 1967 года Волжская ГЭС им. В.И. Ленина (г. Куйбышев) начала сброс воды для наполнения Саратовского моря и прокрутки первых четырех пусковых гидроагрегатов. 15 декабря 1967 года перепад воды достиг 8 м, достаточно, чтобы начать прокрутку первых агрегатов. В море накоплено 7 млрд. м3 воды. В ночь на 16 декабря волжская вода хлынула на лопасти рабочего колеса и заставила 1500-тонную турбину вращаться.

2 января 1968 года Саратовская ГЭС включена в Единую энергосистему страны.

В апреле 1968 года дизель-электроход «Ленин» открыл первую навигацию через балаковские шлюзы, а через три месяца было завершено строительство железнодорожного моста, проходящего по сооружениям ГЭС.

В отличие от других станций волжского каскада, Саратовская ГЭС не имеет водосливной плотины. Здание станции совмещено с глубинными водосбросами. Здание ГЭС выполняет несколько функций: является плотиной, регулирует сток Волги, через ГЭС проходят автомобильная и железная. С правого и левого берегов Волги к зданию ГЭС примыкают земляные дамбы и плотины.

На момент создания (1970 год) турбины горизонтально-капсульных агрегатов Саратовской ГЭС были самыми мощными в мире среди агрегатов подобного типа (установленная мощность – по 45 МВт), имели самый большой диаметр рабочего колеса – 7,5 м. Это были первые в СССР модели гидроагрегатов такого типа, они монтировались как опытно-промышленные образцы. Машинный зал ГЭС является самым протяженным из всех российских гидростанций.

К концу 1970 года встали под нагрузку последние три агрегата, Саратовская ГЭС достигла установленной мощности – 1 360 МВт.

За большие заслуги молодежи на строительстве ГЭС в 1970 году станции было присвоено почетное звание «имени Ленинского комсомола», которое до сих пор украшает фасад машинного зала.

 26 ноября 1971 году Государственная комиссия подписала акт о приемке гидростанции в постоянную эксплуатацию. Гидросиловое оборудование и сборный железобетон станции получили отличную оценку. Отдельно была отмечена оригинальность и красота внутренней отделки машинного зала, за которую Саратовскую ГЭС называют «жемчужиной Волги».

На Саратовской ГЭС установлено 24 гидроагрегата общей установленной мощностью 1360 МВт (по этому показателю Саратовская ГЭС входит в десятку крупнейших ГЭС России и Европы). Гидроагрегаты являются крупнейшими в России среди агрегатов с поворотно-лопастными турбинами.

Сооружение гидроузла позволило проложить через Волгу автомобильную и железную дороги.

Знаменитые саратовские козловые краны