3.2. Стратегия Росси и ведущих стран
Ниже приводится более подробная информация о стратегии развития ядерной энергетики в вышеупомянутых странах:
Россия:
По состоянию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) можно судить о состоянии страны, и, прежде всего, о ее безопасности и независимости: энергетической, экологической и экономической.
ТЭК – один из наиболее устойчивых производственных комплексов России:
- 25% производства ВВП;
- 33% объема промышленного производства;
- 35% доходов консолидированного бюджета России;
- 50% доходов федерального бюджета, экспорта и валютных
поступлений;
Основные сдерживающие факторы развития ТЭК России:
высокая (более 50%) степень износа основных фондов (за исключением ядерно-энергетической отрасли);
сокращение (от 2 до 6 раз) ввода новых производственных мощностей;
дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование;
деформация цен (вынужденная политика сдерживания тарифа, увеличения экспорта сырья)
отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка;
высокая нагрузка на окружающую среду (за исключением) ядерно-энергетической отрасли;
«неправильная» структура экспорта (преобладание сырьевой составляющей;
отсутствие адекватного законодательства;
недостаточное использование потенциала атомной энергетики (хотя в планах «Энергетической стратегии России до 2020» это обстоятельство практически проигнорировано из-за сильного противодействия нефтегазового лобби).
Благодаря усилиям руководства атомной отрасли, Россия стала первой страной в мире, разработавшей стратегию развития своей атомной энергетики [3]. Этот документ одобрен Правительством России в мае 2000 года и охватывает период до 2050 года. Несколько позже в августе 2003 г. была утверждена «Энергетическая стратегия России до 2020 г.» [4], в которой также определено развитие ядерной энергетики.
Согласно «Стратегии развития атомной энергетики России в первой половине ХХI века» [3], в крупномасштабной ядерной энергетике будущего могут найти свое место различные типы реакторов на тепловых нейтронах при доминирующей роли быстрых реакторов.
В июне 2006 г. Президент РФ В.В.Путин утвердил «Программу развития атомной отрасли», затем в том же году Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» [5]. Принята и реализуется Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года» [5], предусматривающая комплексный подход ко всему ядерному топливному циклу.
После Чернобыльской аварии на реакторных установках РБМК реализована большая программа технических и организационных мероприятий с целью повышения безопасности. Эти мероприятия с гарантией исключают на энергоблоках с РБМК вероятность тяжёлой аварии такого масштаба, как Чернобыльская авария.
Несмотря на серьёзные экономические трудности, правительство России вернулось к достройке незавершённых энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000. Введены в эксплуатацию 3-й блок Калининской АЭС, 1-й и 2-й блоки Ростовской АЭС.
В настоящее время на этапе энергетического пуска находится 4-й блок Калининской АЭС. Данный этап предусматривает испытания и отработку режимов работы энергоблока; проверку систем безопасности в объеме, обеспечивающем безопасный вывод реактора на номинальный уровень мощности; отработку безопасного и динамически устойчивого прохождения переходных режимов на всех этапах освоения мощности. Ввод в промышленную эксплуатацию четвертого блока КАЭС намечен на осень 2012 года.
Осуществляется реконструкция и модернизация действующих энергоблоков, проводится работа по продлению срока их службы. Удалось существенно повысить их коэффициент использования установленной мощности.
В стадии строительства находятся новые блоки: два плавучих энергоблока KLT-40S для Вилючинска на Камчатке, четвёртый энергоблок Белоярской АЭС с быстрым реактором БН-800 и семь энергоблоков с реакторами ВВЭР для Ростовской АЭС и вторых очередей Ленинградской и Нововоронежской АЭС. К 2020-му году Россия планирует почти удвоить суммарную мощность своих АЭС. Поставлена задача сократить со временем сроки сооружения энергоблоков ВВЭР с 70 до 44 месяцев.
Активно ведётся работа по расширению добычи урана в России и за её пределами, восстанавливается машиностроительная база, принимаются меры по совершенствованию подготовки специалистов.
Россия энергично продолжает политику экспорта АЭС, ядерного топлива и сопутствующих услуг, расширяя своё присутствие на освоенных рынках (Китай, Индия, Иран, Восточная Европа) и захватывая новые рынки (Турция, Вьетнам).
Китай:
Эта страна претендует в ближайшем будущем на роль первой экономики мира, причём она уже много лет характеризуется неизменно высокими темпами развития. Для обеспечения такой динамики стране требуется соответствующая энергетическая база. Темпы роста китайской экономики составляют в среднем 8% в год, а спрос на электроэнергию растет в два раза быстрее. По оценкам Министерства электроэнергетики в настоящее время спрос на электроэнергию в Китае не удовлетворяется на 15-20% и её нет в домах 100 миллионов китайцев.
Простое расширение производства электроэнергии на угольных электростанциях с целью удовлетворения растущего спроса не решает проблему. Почти 40% китайских железных дорог уже загружены перевозками угля в объеме более одного миллиона тонн в год (две трети вырабатываемой в Китае электроэнергии производится на угольных электростанциях). И хотя Китай является шестой в мире страной по производству бензина, в настоящее время он импортирует одну треть потребляемой нефти. Еще в 1970-х годах Китай уже знал, что необходимо переходить к ядерной технологии энергопроизводства, и сейчас Пекин поэтапно осуществляет программу, которая должна сделать его мировым лидером в области ядерно-энергетических технологий.
Цель ядерной программы Китая – повысить почти в шесть раз установленную мощность АЭС и довести ее до 40000 МВт к 2020 году по сравнению с нынешними 6700 МВт. Из-за огромного объема электроэнергетической системы Китая доля ядерной энергетики даже в результате таких сверхусилий увеличится только до 6%. В соответствии с программой требуется вводить в эксплуатацию по два энергоблока в год в течение ближайших шестнадцати лет. К 2050 году Китай планирует иметь 150000 МВт ядерных мощностей, что эквивалентно 150 крупным энергоблокам. Для сравнения: в настоящее время в мире работает 440 ядерных энергоблоков, 104 из них находятся в США.
Критики всех политических направлений настаивают на том, что Китай не сможет достичь такой «головокружительной» скорости строительства АЭС. Между тем, АЭС США в 1970-х годах вырабатывали 7 млрд. киловатт-часов, а к 1981 году вышли на 56 млрд. киловатт-часов. Так что темпы роста, планируемые Китаем, не просто возможны; такое уже происходило раньше. Ещё одним доказательством возможности реализации стратегии Китая в области развития ядерной энергетики является пример Японии, в которой темп строительства АЭС в 1970 - 1980-х гг. составлял 10 реакторов в год.
Пока строителями АЕС в Китае выступают, в основном, иностранные компании, в том числе Госкорпорация «Росатом», однако настойчиво Китай держит курс на достижение самодостаточности в сооружении АЭС и даже приступает к экспорту АЭС, примером чему служит энергоблок, построенный Китаем для Пакистана.
Катастрофа на японской АЭС «Фукусима-1» привела к тому, что правительство Китая заказало новый Национальный план по ядерной безопасности, до утверждения которого временно приостановлено принятие решений по новым энергоблокам.
Индия:
Индия является, наряду с Китаем, необъятным рынком для развития ядерной энергетики. Она стремится вывести своих граждан на более или менее приемлемый уровень потребления электрической энергии в пересчёте на одного человека.
Её исходная позиция лежит даже ещё ниже, чем у Китая, поэтому ей предстоит решать более трудные задачи. Она стремится к 2020-му году увеличить суммарную мощность своих АЭС до 20 ГВт, а в 2050-м году довести долю АЭС в производстве электроэнергии до 25%.
Индия планирует создавать «ядерно-энергетические парки», то есть размещать на одной площадке более 8000 МВт генерирующих мощностей. Компания NPCIL уже выбрала одну прибрежную площадку под будущее строительство – Джайтапур, в штате Махараштра на западе страны. Еще три площадки в прибрежных районах будут определены до конца текущего года. NPCIL планирует строительство еще шести реакторов мощностью по 1000 МВт на площадке АЭС «Куданкулам» в штате Тамил Наду. Еще два энергоблока могут быть построены на площадке четырехблочной АЭС «Тарапур» в штате Махараштра. Все новые ядерные реакторы будут открыты для международных инспекций силами экспертов МАГАТЭ.
В ноябре 2011 года под влиянием катастрофы авария на японской АЭС «Фукусима-1» один из отставных чиновников заявил, что к 2020 году мощность индийских АЭС будет доведена до 11 ГВт. Однако официальные планы Индии пока не изменились.
Следует отметить, что Индия, как и Китай, тоже стремится как можно быстрее освободиться от необходимости прибегать к услугам иностранных компаний для строительства своих АЭС.
Бразилия:
В настоящее время эксплуатирует два реактора, которые вырабатывают 4% её электроэнергии. У неё была достаточно скромная программа поочерёдно ввести к 2025-му году в эксплуатацию четыре реактора большой мощности.
Судя по табл. 2.1, Бразилия рассчитывала форсировать развитие своей ядерной энергетики после 2030-го года.
Следует отметить, что в мае 2012 года исполнительный секретарь министерства энергетики Бразилии заявил о новом плане, который уже не предусматривает сооружения новых ядерных энергоблоков, уповая на гидроэнергетику, ветроэнергетику и теплоэнергетику.
США:
Администрация вплоть до середины 2012 года проводила политику поддержки ядерной энергетики. Снято законодательное ограничение на работы по быстрым реакторам и замкнутому ядерному топливному циклу. США инициировали и возглавили международный проект GIF по реакторам 4-го поколения. В рамках GIF рассмотрены несколько десятков концепций ядерных реакторов, из которых, в конечном счете, осталось только четыре наиболее перспективных.
В США приняты планы:
до 2010 г. ввести первый американский энергоблок с усовершенствованным легководным реактором ALWR ( пока не ввели);
до 2030 г. ввести первый коммерческий энергетический ядерный реактор 4-го поколения на тепловых нейтронах;
до 2050 г. ввести коммерческие энергетические реакторы 4-го поколения на быстрых нейтронах.
Предусматривается переход от открытого ядерного топливного цикла (ЯТЦ) к замкнутому. В реакторах на тепловых нейтронах должно достигаться ультраглубокое выгорание ядерного топлива, а его переработка должна поддерживать режим нераспространения ядерного оружия.
В августе 2005 года в США вступил в силу «Закон об энергетической политике», предусматривающий ряд существенных льгот для развития ядерной энергетики страны.
Располагая самым большим числом действующих энергетических ядерных энергоблоков, США уделяют больше внимания разработке проектов более совершенных реакторов.
В отношении действующих реакторов проводится политика продления срока их службы до 20 лет.
Ранее США планировали к 2030-му году довести суммарную мощность своих АЭС до 120-180 ГВт.
Однако в своём ежегодном издании «Annual Energy Outlook» Министерство энергетики (DOE) объявило о перспективе увеличения установленной мощности АЭС США на 11 ГВт, причём 10 ГВт ожидается за счёт новых энергоблоков, 7 ГВт будет получено благодаря модернизации старых энергоблоков и одновременно будет выведено из эксплуатации 6 ГВт. Иными словам, DOE не предвидит сколько-нибудь существенного влияния «фактора Фукусимы» на сроки вывода действующих энергоблоков и, вместе с тем, в ближайшие 25 лет ядерного «ренессанса» в США не будет.
Япония:
До 80% своих потребностей в энергии удовлетворяет за счёт импорта энергоносителей. К 2017-му году Япония рассчитывала довести долю АЭС в производстве электроэнергии до 40%, однако тяжёлая авария на АЭС «Фукусима-1»,случившаяся в марте 2011-го года, внесла самые кардинальные изменения в программу развития ядерной энергетики этой страны.
Как отмечено выше, после этой катастрофы правительство Японии остановило навсегда 4 энергоблока АЭС «Фукусима-1», остальные 50 энергетических реакторов переведены в режим «длительного останова».
Великобритания:
В стране действуют 16 реакторов, обеспечивающих 18% её потребностей в электроэнергии. Их срок службы истекает до 2023-го года. Правительство решительно настроено вводить в эксплуатацию новые реакторы, в том числе с целью ограничения выбросов СО2 в атмосферу.
Не исключается, что российская госкорпорация «Росатом» примет участие в сооружении новых энергоблоков для ФЭС Великобритании.
Франция:
Более 75% электрической энергии Франции производят её АЭС. Эта страна является крупнейшим в мире экспортёром электроэнергии, зарабатывая на этом 3 млрд. евро в год. Очень активно развивает ядерные технологии, экспортирует реакторы, ядерное топливо и соответствующие услуги. В самой Франции предполагается, судя по табл. 2.1, умеренный темп развития ядерной энергетики.
Южная Корея:
До 97% своих потребностей в энергии Южная Корея удовлетворяет за счёт импорта энергоносителей. Правительство планирует до 2030-го года дополнительно ввести в эксплуатацию ядерные энергоблоки суммарной мощностью 15 ГВт. Два реактора были пущены в 2012 году.
Новые энергоблоки будут построены с усовершенствованными реакторами APR-1400 (реакторы с водой под давлением) мощностью по 1400 МВт∙ (эл). Ввод в эксплуатацию первых двух энергоблоков, сооружаемых на АЭС «Корн», запланирован на 2014 год.
Тяжёлая авария на «Фукусиме-1» привела к всплеску антиядерных настроений в стране. Похоже, на президентских выборах в декабре 2012 года одним из ключевых вопросов будет программа ядерной энергетики.
Южная Корея проводит агрессивную политику экспорта ядерных реакторов, объявила о своём намерении занять 20% мирового рынка поставок АЭС. Недавно она перехватила у Франции заказ Объединённых Арабских Эмиратов на строительство первой АЭС в этой арабской стране.
Вышеприведенные национальные стратегии развития ядерной энергетики разработаны до аварии 2011 года на японской АЭС «Фукусима-1», которая случилась в результате воздействия разрушительной волны цунами, порождённой девятибалльным землетрясением. Разумеется, все страны отреагируют в своих планах в той или иной степени на Фукусимскую аварию. Германия уже приняла решение об ускоренном выводе своих АЭС из эксплуатации, Швейцария приостановила разработки по ядерной энергетике. В Японии по понятным причинам обсуждают возможность обойтись в будущем без АЭС.
Однако большинство стран отреагировало на эту аварию более взвешенно. Все согласились с необходимостью проведения более строгой проверки безопасности действующих АЭС, усовершенствования процедур международного взаимодействия в подобных случаях и т.д. Принципиально важно, что при этом о самом праве ядерной энергетики на существование никаких сомнений не высказывалось.
- Основные этапы становления и развития атомной энергетики
- 1. Краткий исторический обзор и график изменения энергоблоков аэс в мире
- 2. Распределение энергетических ядерных реакторов по странам и регионам
- 3. Стратегии развития ядерной энергетики России и ведущих стран
- 3.1. Общее состояние ядерной энергетики мира
- 3.2. Стратегия Росси и ведущих стран
- Список литературы