1.2 Компенсация реактивной мощности
Одним из основных вопросов, решаемых при проектировании и эксплуатации систем электроснабжения промышленных предприятий, является вопрос о компенсации реактивной мощности.
Передача значительного количества реактивной мощности из энергосистемы к потребителям нерациональна по следующим причинам: возникают дополнительные потери активной мощности и энергии во всех элементах системы электроснабжения, обусловленные загрузкой их реактивной мощностью, и дополнительные потери напряжения в питающих сетях.
Компенсация реактивной мощности с одновременным улучшением качества электроэнергии непосредственно в сетях промышленных предприятий является одним из основных направлений сокращения потерь электроэнергии и повышения эффективности электроустановок предприятий.
Основные потребители электрической энергии на шахте «Магнетитовая» – асинхронные двигатели, которые кроме активной мощности потребляют и реактивную, не производящую полезной работы и идущую на создание магнитных полей. Также потребителями реактивной энергии являются линии электропередач, трансформаторы, включая сварочные, и прочие электроприемники.
Наличие потребителей реактивной мощности приводит к тому, что коэффициент мощности (cosφ), характеризующий использование электроэнергии, отдаваемой электростанциями потребителям, имеет значение меньше единицы. Низкий коэффициент мощности электрических установок наносит огромный ущерб промышленности.
Низкий cosφ приводит:
- к увеличению мощности и размеров генераторов и трансформаторов, а также к неполному использованию мощности первичных двигателей и нерациональной эксплуатации всего электрооборудования энергоснабжающих систем;
- к увеличению потерь электроэнергии на нагревание проводов;
- к увеличению сечения, а следовательно, веса и стоимости проводов;
- к увеличению мощности трансформаторов.
Уменьшению cosφ электроустановок шахт способствуют следующие причины:
- недогрузка или работа вхолостую трансформаторов и особенно асинхронных двигателей;
- увеличение напряжения на зажимах потребителей;
- уменьшение скорости вращения двигателей;
- увеличение воздушного зазора асинхронных двигателей.
Повысить cosφ можно применяя: естественную компенсацию (естественный cosφ) без применения специальных компенсирующих устройств; искусственную компенсацию, называемую чаще просто компенсацией (искусственный cosφ), с применением компенсирующих устройств.
Естественная компенсация реактивной мощности не требует больших материальных затрат и должна проводиться на предприятиях в первую очередь. К естественной компенсации относятся:
- упорядочение и автоматизация технологического процесса, ведущие к выравниванию графика нагрузки и улучшению энергетического режима оборудования (равномерное размещение нагрузок по фазам, смещение времени обеденных перерывов отдельных цехов и участков, перевод энергоемких крупных электроприемников на работу вне часов максимума энергосистемы и, наоборот, вывод в ремонт мощных электроприемников в часы максимума в энергосистемы и т. п.);
- создание рациональной схемы электроснабжения за счет уменьшения количества ступеней трансформации;
- замена трансформаторов и другого электрооборудования старых конструкций на новые, более совершенные с меньшими потерями на перемагничивание;
- замена малозагруженных трансформаторов и двигателей трансформаторами и двигателями меньшей мощности и их полная загрузка;
- применение СД вместо АД, когда это допустимо по условиям технологического процесса;
- ограничение продолжительности холостого хода двигателей и сварочных трансформаторов, сокращение длительности и рассредоточение во времени пуска крупных электроприводов;
- улучшение качества ремонта электродвигателей, уменьшение переходных сопротивлений контактных соединений;
- отключение при малой нагрузке (например, в ночное время, в выходные и праздничные дни) части силовых трансформаторов.
Для искусственной компенсации реактивной мощности, называемой иногда «поперечной» компенсацией, применяются специальные компенсирующие устройства, являющиеся источниками реактивной энергии емкостного характера.
К техническим средствам компенсации реактивной мощности относятся следующие виды компенсирующих устройств: конденсаторные батареи, синхронные двигатели, вентильные статические источники реактивной мощности.
Наибольшее распространение на промышленных предприятиях имеют конденсаторы – крупные специальные устройства, предназначенные для выработки реактивной емкостной мощности. Конденсаторы изготовляют на напряжение 220, 380, 660, 6300 и 10500 В в однофазном и трехфазном исполнениях для внутренней и наружной установки. Они бывают масляные и соволовые. Широкое применение конденсаторов для компенсации реактивной мощности объясняется их значительными преимуществами по сравнению с другими видами компенсирующих устройств: незначительные удельные потери активной мощности до 0,005 кВт/квар, отсутствие вращающихся частей, простота монтажа и эксплуатации, относительно невысокая стоимость, малая масса, отсутствие шума во время работы, возможность установки около отдельных групп электроприемников и т. д.
Недостатки конденсаторных батарей: пожароопасность, наличие остаточного заряда, повышающего опасность при обслуживании; чувствительность к перенапряжениям и толчкам тока; возможность только ступенчатого, а не плавного регулирования мощности.
Конденсаторы, как правило, собираются в батареи и выпускаются заводами электротехнической промышленности в виде комплектных компенсирующих устройств.
Рассмотрим другой вид компенсирующих устройств – синхронные двигатели. При увеличении тока возбуждения выше номинального значения синхронные двигатели могут вырабатывать реактивную мощность, следовательно, их можно использовать как средство компенсации реактивной мощности. Главным отличием синхронного двигателя от асинхронного является то, что магнитное поле, необходимое для действия двигателя, создается в основном от отдельного источника постоянного тока (возбудителя). Вследствие этого синхронный двигатель в нормальном режиме (при cosφ=1) почти не потребляет из сети реактивной мощности, необходимой для создания главного магнитного потока, а в режиме перевозбуждения, т. е. при работе с опережающим коэффициентом мощности, может генерировать емкостную мощность в сеть.
Преимуществом синхронных двигателей, используемым для компенсации реактивной мощности, по сравнению с конденсаторами является возможность плавного регулирования генерируемой реактивной мощности.
Недостатком является то, что активные потери на генерирование реактивной мощности для двигателя больше, чем для конденсаторов, так как зависят от квадрата генерируемой мощности двигателя.
Разновидностью синхронных двигателей являются синхронные компенсаторы, которые представляют собой синхронный двигатель облегченной конструкции без нагрузки на валу.
В сетях с резкопеременной ударной нагрузкой на напряжении 6–10 кВ рекомендуется применение не конденсаторных батарей, а специальных быстродействующих источников реактивной мощности, которые должны устанавливаться вблизи таких ЭП. Достоинствами статических источников реактивной мощности является отсутствие вращающихся частей, относительная плавность регулирования реактивной мощности, выдаваемой в сеть, возможность трех- и четырехкратной перегрузки по реактивной мощности. К недостаткам относится появление высших гармоник, которые могут возникнуть при глубоком регулировании реактивной мощности.
Коэффициент мощности на шахте «Магнетитовая» составляет cosφ=0,91. Производить расчет и выбор компенсирующих устройств мы не будем, т. к. установленные в электроприводах синхронные двигатели компенсируют реактивную мощность (главные вентиляторы проветривания).
- 1.1 Выбор рационального напряжения
- 1.2 Компенсация реактивной мощности
- 1.3 Источники оперативного тока
- 1.4 Выбор схемы электроснабжения
- 1.5 Компоновка оборудования
- 1.6 Охрана окружающей среды
- 1.7 Энергосберегающие технологии
- 1.8 Мероприятия по противопожарной технике
- 1.9 Техника безопасности при эксплуатации электроустановок
- 1.9.1 Организационно-технические мероприятия
- 1.9.2 Коммутационные аппараты
- 1.9.3 Комплектные распределительные устройства
- 1.9.4 Силовые трансформаторы
- 1.10 Структура управления предприятием