logo
Вольников / КНИГИ / Плетнёв 1 1995 / Пл95 Глава 8

8.2. Регулирование процессов горения и парообразования

Процессы горения и парообразования тесно связаны. Количест­во сжигаемого топлива, а точнее, тепловыделение в топке в уста­новившемся режиме должно соответствовать количеству выраба­тываемого пара GП Косвенным показателем тепловыделения Q'T, служит тепловая нагрузка Gq. Она характеризует количество теп­лоты, воспринятое поверхностями нагрева в единицу времени и затраченное на нагрев котловой воды в экранных трубах и на па­рообразование. Количество пара, вырабатываемого котлом, в свою очередь должно соответствовать расходу пара на турбину GПП Кос­венным показателем этого соответствия служит давление пара пе­ред турбиной. Оно должно поддерживаться вблизи заданного зна­чения с высокой точностью по условиям экономичности и безопас­ности работы теплоэнергетической установки в целом.

Процесс сжигания топлива должен протекать с максимальной экономичностью, потери теплоты при ее передаче поверхностям нагрева должны быть минимальными.

В современных энергетических котлах осуществляют факель­ный способ сжигания топлива. Косвенным показателем устойчи­вости факела в топочной камере служит постоянство разрежения в ее верхней части SТ. Регулирование процессов горения и паро­образования в целом сводят к поддержанию вблизи заданных зна­чений следующих величин:

давления перегретого пара рПП и тепловой нагрузки Gq;

избытка воздуха в топке а (содержания О2, %) за паропере­гревателем, влияющего на экономичность процесса горения;

разрежения в верхней части топки SТ.

Регулирование давления перегретого пара и тепловой нагруз­ки. Котел как объект регулирования давления и тепловой нагруз­ки может быть представлен в виде последовательного соединения простых участков, разграниченных конструктивно (см. рис. 8.1): топочной камеры; парообразующей части, состоящей из поверхностей нагрева, расположенных в топочной камере; барабана и па­роперегревателя.

Рассмотрим динамику испарительного участка, в котором воду нагревают до температуры кипения и происходит процесс парооб­разования. Изменение тепловыделения Q'T, приводит к измене­нию паропроизводительности Gб и давления пара в барабане рб. Если прирост расхода топлива и тепловыделения идет целиком на нагрев пароводяной смеси и металла поверхностей нагрева, то из уравнения теплового баланса следует:

где А — размерный коэффициент, характеризующий тепловую аккумулирующую способность пароводяной смеси, металла испа­рительной части и барабана; dpб/dt — скорость изменения давле­ния пара в барабане; Q'T — теплота, затраченная на нагрев паро­водяной смеси; hн — энтальпия насыщенного пара на выходе из барабана; hпв — энтальпия питательной воды; Gб(hн-hпв) —теплота, ушедшая с паром.

Разделив правую и левую части уравнения (8.1) на hн-hпв ,по­лучим другую форму записи уравнения теплового баланса:

или

где СП =А/ hн-hпв — постоянная, характеризующая массовую ак­кумулирующую способность пароводяной смеси и металла испа­рительной части котла, кг/(кгс/см2);

Gq = Q'T / hн-hпвтепло­вая нагрузка котла, характеризующая тепловосприятие испари­тельных поверхностей в единицу времени, кг/с. Численные зна­чения Сп для распространенных типов котлов приведены в [6]; способы опытного распределения — в [6,12]. Преобразуя (8.2), получаем

Схема формирования Gq , назы­ваемого в дальнейшем сигналом по теплоте , приведена на рис. 8.3.

Экспериментальные кривые пе­реходных процессов котла типа ТП-87 по давлению и расходу па­ра и результирующий сигнал по теп­лоте Gq при нанесении возмуще­ния топливом и регулирующими клапанами приводятся на рис. 8.4

Рис. 8.3. Схема формирования

сигнала по теплоте

1 — датчик давления пара;

2 — дифференциатор; 3 — датчик рас­ходомера пара; 4 — измеритель­ный блок регулирующего прибора

Сигнал по теплоте, обладая преимуществом в простоте и на­дежности измерения имеет недо­статки:

зависит от расхода воды на впрыск в паропровод свежего па­ра;

реагирует с относительно боль­шим запаздыванием на изменение тепловыделения в топке по кана­лам неконтролируемых возмуще­ний (качество топлива, неравномерность работы топливоподающих устройств, колебания расхода первичного воздуха и др.).

Схема формирования сигнала по тепловосприятию приведена на рис. 8.5, а. Сигнал по сопротивлению циркуляционного контура кот­ла pq, так же как и Gq, косвенно оценивает изменение тепловыде­ления, в топке, но лишен недостатков сигнала по теплоте [12, 16 ].

Отборные устройства для измерения усредненных статических напоров устанавливаются на перепускных трубах между сборны­ми коллекторами средних боковых экранных панелей и бараба­ном. Отборные устройства для измерения полных напоров уста­навливаются на расстоянии 800—1000 мм от днища барабана в опускных трубах. Они представляют собой импульсные трубки, заведенные внутрь опускной трубы и обращенные приемными от­верстиями навстречу потоку.

Движущий напор между точками А и Б одиночного контура цир­куляции, вызывающий естественное обращение котловой воды в опускных и подъемных трубах, приближенно определяется выра­жением [16]:

где— разность статических напоров;— перепад, обус­ловленный гидравлическим сопротивлением одиночного контура; Нсм — длина участка пароводяной смеси на подъемной трубе; — усредненные плотности воды и пароводяной смеси в опускной и подъемной трубах.

Для увеличения чувствительности сигнала в статике и ди­намике к внутритопочным возмущениям измеряют полный напор среды в опускной трубе, характеризуемый добавочной составляю­щей по скорости движения воды :

(8.3)

В результате численное значение сигнала в целом определится выражением

(8.4)

Рис. 8.5. Формирование сигнала потепловосприятию

а — схема формирования сигнала по рq; б — экспериментальная кривая пере­ходного процесса по рq, для котла типа ТП-101; 1 — датчик перепадов давлений в циркуляционном контуре; 2 — датчик по давлению пара в барабане; 3 — ба­рабан: 4 — сборный коллектор подъемных труб; 5 — коллектор опускных труб; 6,7 — подъемные и опускные трубы; 8 — измерительный блок регулятора

Величины Нсм, в (8.4) зависят от количества теплоты, вос­принимаемой экраном QЭКР и определяемой расстоянием соответ­ствующей экранной поверхности до ядра факела lЯ, а величины HCM и — от давления пара в барабанерб. Для того чтобы одно­значно оценить тепловыделение в топке с помощью сигнала по рq необходимо ввести в него коррекцию по lЯ, и компенсацию по pб. Устранение влияния смещения факела по ширине топки на численное значение сигнала достигается измерением с двухпротивоположных сторон факела.

Численное значение сигналов, измеряемых в двух средних боковых противоположных панелях и суммируемых в измеритель­ном блоке, определяется следующим выражением:

k1U1+k2U2 , (8.5)

где U1 , U2 — значения электрических сигналов, полученных на выходе первичных преобразователей;k1 , k2 — заданные весовые коэффициенты по каналам измерений U1 и U2.

При смещении факела от lЯ в сторону того или иного экрана на ±интенсивность облучения одного экрана возрастает, второгопадает. Соответственно численное значение первого сигнала U1 увеличивается на , второго — уменьшается на —. В то же время среднее значение суммы двух сигналов, определяемое фор­мулой (8.5), должно быть неизменным для достижения независи­мости от смещения факела. Последнее условие выполняется на­стройкой переменных коэффициентов k1 и k2 определяемых из выражения

= k1(U1+)+k2(U2-),

откуда

(8.6)

kl-k2=0

или

(8.7)

kl / k2 = /.

При заданном kl ,например kl =1,получим

k2 = /.

Следовательно, суммирование сигналов с заданными весовыми коэффициентами, полученными из условия (8.7), позволяет сфор­мировать сигнал, независимый от lЯ. Опыты по смещению факела осуществляют одновременным включением и отключением край­них горелок по ширине топки или же соответствующим увеличе­нием и уменьшением поступающего по ним топлива.

Компенсация сигнала по давлению пара в барабане также осуществляется экспериментально. Для этого, воздействуя на руч­ку настройки k3 (см. Рис. 8.5, а), следует добиваться неизменности результирующего сигнала при изменениях давления пара в бара­бане за счет изменения положения регулирующих клапанов тур­бины при постоянстве паровой нагрузки на котел и тепловыделе­ния в топке.

Численное значение результирующего сигнала , скорректи­рованного по давлению пара в барабане и подаваемого совместно с сигналом задания по нагрузке на автоматический регулятор рас­хода топлива или воздух, определяют из выражения

= k1U1+k2U2+k3U3+U0,

где k1, k2,U1иU2— то же, что и в формуле (8.6); U3 — численное значение сигнала по давлению пара в барабане на выходе первич­ного преобразователя; k3— численное значение весового коэффи­циента по каналу давления пара в барабане, определенное из ус­ловия независимости от рб; U0— сигнал задания по нагрузке парового котла.

Кривая разгона сигнала при возмущении топливом приве­дена на рис. 8.5,6.

Способы и схемы регулирования. Существующие способы и схемы автоматического регулирования тепловой нагрузки и дав­ления пара в магистрали основаны на принципах регулирования по отклонению и возмущению. Их определяют заданный режим работы котла (базовый или регулирующий) и схема подсоедине­ния паропровода перегретого пара к потребителю (турбине).

Базовым называют режим поддержания паровой нагрузки кот­ла на заданном уровне вне зависимости от изменения общей элек­трической или тепловой нагрузки ТЭС.

В регулирующем режиме котел воспринимает колебания тепло­вой и электрической нагрузок турбин (участвует в регулировании тепловой и электрической нагрузок). Котел может быть подклю­чен как к одной турбине (блочный вариант ТЭС), так и к общей паровой магистрали, объединяющей группу котлов и турбин (ва­риант ТЭС с общим паропроводом).

Регулирование энергоблока "котел-турбина". Главным спосо­бом регулирования давления пара в регулирующем режиме слу­жит воздействие на расход топлива, подаваемого в топку, в за­висимости от отклонения давления пара в магистрали.

Принципиальная схема замкнутой АСР давления пара перед турбиной для рассматриваемого случая изображена на рис. 8.6, линия а. На этой схеме давление пара поддерживает регулятор давления 4, воздействующий на регулятор подачи топлива в топку 1 а частоту вращения ротора турбины — регулятор частоты вра­щения 2.

Рис. 8.6. Принципиальная схема регулирования давления пара перед турбиной

1— топка, 2 — регулятор частоты вращения; 3 — турбина; 4 — регулятор дав­ления; 5 — электропривод синхронизатора турбины

В базовом режиме воздействие регулятора давления должно быть переключено на механизм управления регулирующими кла­панами турбины 3 через электропривод синхронизатора турбины 5 (рис. 8.6 — линия б).

Регулирование группы котлов с общим паропроводом. Принци­пиальная схема регулирования для этого случая (схема с главным регулятором) изображена на рис. 8.7,а. Поддержание давления па­ра в общей магистрали вблизи постоянного значения в установив­шемся режиме обеспечивает подача заданного количества топлива в топку каждого котла. В переходном режиме, вызванном измене­нием общей паровой нагрузки, давление пара регулируют подачей топлива в каждый котел или часть из них. При этом может быть два случая.

  1. Все котлы работают в регулирующем режиме. Отклонение давления пара в общем паропроводе рм, приведет к появлению со­ ответствующего сигнала на входе главного регулятора 3. Он уп­равляет регуляторами подачи топлива всех котлов. Доля участия каждого из них в суммарной паровой нагрузке устанавливается с помощью задатчиков ручного управления (ЗРУ).

  2. Часть агрегатов переводят в базовый режим отключением связей регуляторов подачи топлива с главным регулятором. Давление пара в общем паропроводе регулируют агрегаты, связи ко­торых с главным регулятором не нарушены. Такое решение целе­сообразно при большом числе параллельно работающих котлов, когда нет необходимости держать все агрегаты в регулирующем режиме.

' Рис. 8.7. Принципиальные схемы регулирования давления пара в общем паропро­воде с главным регулятором (а) и стабилизацией расходов топлива (б)

1— регулятор подачи топлива; 2 — регулятор частоты вращения турбины;

3 — главный регулятор давления пара; К1 Кгкотлы; T1, Т2 — турбины

В первом случае обеспечивают равномерное распределение на­грузок со стороны потребителя пара между отдельными агрегатами, во втором — стабильность паровой нагрузки агрегатов, рабо­тающих в базовом режиме.

Проследим за работой АСР с главным регулятором при внутритопочных возму­щениях. Предположим, что возмущение поступает по каналу подачи топлива. Оно может быть вызвано внезапным остановом одного или группы пылепитателей, за­биванием течки сырого угля молотковой мельницы и т. п. При уменьшении подачи топлива в одном из агрегатов, например В’T, произойдет перераспределение сум­марной паровой нагрузки между агрегатами за счет уменьшения GПП и роста G"ПП- Восполнение недостатка топлива в первом агрегате с помощью АСР начнут осуществлять два агрегата, но не с момента уменьшения его расхода, а с начала работы главного регулятора, т.е. с запаздыванием (см. рис. 8.4, б). Это приведет к существенному отклонению давления пара в динамике и к перегрузке одних котлов за счет неполного использования мощности других в статике.

Самопроизвольные изменения количества поступающего в топ­ку топлива можно наблюдать и при работе котлов на газе или ма­зуте. В связи с этим целесообразно предусматривать стабилиза­цию расхода топлива на каждом из агрегатов Стабилизацию осу­ществляют с помощью АСР, действующей по схеме задание — топливо (рис. 8.7, б). Система в целом совмещает принципы ре­гулирования по отклонению и возмущению. Ее отличие и преиму­щество состоят в том, что к регуляторам топлива 1 дополнительно подводят сигналы по расходу топлива В'Т, и В"Т. Это позволяет стабилизировать расход топлива и существенно улучшить качест­во переходных процессов по давлению пара при возмущениях по каналам подачи топлива.

Недостаток схемы — ограниченная область применения из-за отсутствия в настоящее время надежных способов непрерывного измерения расхода твердого топлива . Кроме того, АСР с сигналом по расходу жидкого и газового топлива не реагирует на изменения его качества.

Сравнение кривых переходного процесса по давлению перегре­того пара (см. рис. 8.4, б) и тепловой нагрузке (см. рис. 8.4, а) при возмущении расходом топлива показывает, что участок по теплоте менее инерционен: обладает существенно меньшим запаз­дыванием (= 25 с против= 60 с) и большей скоростью изме­нения давления dp/dt.

Малая инерционность и доступный способ измерения сигнала по теплоте (см. рис. 8.3 и уравнение (8.3)) позволяют использо­вать его в системах стабилизации подачи топлива. Структурная схема регулирования тепловой нагрузки, известная под названием теплота — топливо, изображена на рис. 8.8, а, а функциональная — на рис. 8.8, б. Расход пара измеряют по пере­паду на сужающем устройстве, а сигнал dpб/dtс помощью диф­ференциаторов 4 и 5. Регулятор давления пара 1, образующий внешний контур I, выполняет функции автоматического задатчика (корректора) по отношению к регуляторам топлива 2 и 3, об­разующим внутренний контур II. Долю участия каждого агрегата в общей паровой нагрузке, как и в предыдущих схемах, устанав­ливают с помощью ручных задатчиков ЗРУ или УВК верхнего уровня управления.

Рис. 8.8. Регулирование подачи топлива по схеме "задание – теплота”

а, б — структурная и функциональная схемы; I, II — внешний и внутренний контуры; 1 — регулятор давления пара; 2, 3 — регуляторы топлива; 4,5 - дифференциаторы

Колебания паровой нагрузки со стороны тур­бин возмещают соответствующим изменением задания регулято­рам топлива за счет действия корректирующего регулятора. Все топочные возмущения, приводящие к изменению тепловыделения в топке, устраняют действием стабилизирующих регуляторов.

Еще меньшей инерционностью по сравнению с сигналом по теп­лоте обладает сигнал по тепловосприятию топочных экранов. Его использование в АСР тепловой нагрузки вместо сигнала по теплоте позволяет улучшить качество регулирования за счет роста быстродействия стабилизирующего контура II(см. рис. 8.8, а)

Регулирование экономичности процесса горения. Экономич­ность работы котла оценивают по КПД, равному отношению по­лезной теплоты, затраченной на генерирование и перегрев пара, к располагаемой теплоте, которая могла быть получена при сжи­гании всего топлива.

Без учета теплоты, вносимой в топку воздухом, и потерь на про­дувку КПД котла имеет вид

(8.8)

где h0, hПВ — энтальпии перегретого пара и питательной воды; Qpн — низшая рабочая теплота сгорания топлива. Теперь запишем КПД через тепловые потери, сопровождающие процесс сжигания топлива:

(8.9)

Однако регулирование экономичности непосредственно по КПД (8.8) или суммарной оценке тепловых потерь (8.9) не получило пока широкого распространения из-за отсутствия надежных спо­собов и средств их непрерывного измерения.

Одним из наиболее представительных косвенных способов оценки экономичности процесса горения служит анализ состава топочных газов, покидающих топку. На основе зависимости КПД и суммарных потерь от избытка воздуха, определяемой индивиду­ально для каждого агрегата, целесообразно поддерживать коэффи­циент избытка воздуха, при котором КПД котлаи суммарные потеристремятся к минимуму.

Значение коэффициента избытка воздуха можно оценить по со­держанию свободного кислорода в газах, покидающих топочную камеру, по приближенной формуле

= 21/(21 -О2).

Значение в основном влияет на q2 (потеря теплоты с уходя­щими газами), q3 и q4 (потери теплоты от химического и механи­ческого недожогов топлива). Зависимости

и

представлены на рис. 8.9.

Участок регулирования экономичности процесса горения по со­держанию кислорода в топочных газах состоит из топочной каме­ры и примыкающего к ней газохода конвективного перегревателя до места измерения содержания О2,%. Входное регулирующее воздействие — расход воздуха, поступающий в топку QB; выход­ная (регулируемая) величина — содержание свободного кислорода в поворотной камере газохода за пароперегревателем О2, % (см. рис. 8.1).

Оптимальное значение О2 в поворотной камере при номиналь­ной нагрузке и сжигании пылевидного топлива лежит в пределах 3—5 %; при сжигании мазута и газа от 0,05 до 2%.

Оптимальный избыток воздуха в общем случае определяют не только экономичностью, но и рядом других факторов, таких как интенсивность коррозии поверхностей нагрева, образование вред­ных соединений (окислов серы и азота) и др.

Кривые переходного процесса участка по содержанию кислоро­да О2 в дымовых газах за пароперегревателем при нанесении воз­мущения увеличением расхода воздуха QB, м3/ч, и газового топ-лива ВТ, м /ч, приведены на рис. 8.10. Инерционность участка зависит от объема топочной камеры и примыкающего к ней газо­хода, а также от запаздывания в измерительном устройстве. При математическом описании динамических свойств этот участок представляют в виде последовательного соединения двух звеньев: транспортного запаздывания и инерционного первого порядка спостоянной времени Т.

Способы и схемы регулирования. Основным способом регулиро­вания избытка воздуха за пароперегревателем служит изменение его количества подаваемого в топку с помощью дутьевых венти­ляторов. Существует несколько вариантов схем автоматического управления подачей воздуха в зависимости от способов косвенной оценки экономичности процесса горения по соотношению раз­личных сигналов.

  1. Регулирование экономичности по соотношению топливо воздух. При постоянном качестве топлива его расход и количество воздуха, необходимое для обеспечения требуемой полноты сгора­ния, связаны прямой пропорциональной зависимостью, устанав­ливаемой в результате режимных испытаний. Если измерение расхода топлива выполняют достаточно точно, то поддержание оптимального избытка воздуха можно реализовать, используя схе­му регулирования, известную под названием топливо воздух

(рис. 8.11, а). При газообразном топливе требуемое соотношение между количествами газа и воздуха осуществляется просто: сравнивают перепады давлений на сужающих устройствах устанавли­ваемых на газопроводе и на воздухоподогревателе рвп или же на специальном измерительном устройстве расхода воздуха. Разность этих сигналов подается на вход автоматического регулятора эко­номичности, управляющего подачей дутьевых вентиляторов.

Непрерывное измерение расхода твердого топлива, как уже от­мечалось является нерешенной проблемой. Иногда расход пыле­видного топлива, оценивают, например, по положению регулиру­ющего органа (траверсы плоского контроллера), которое опреде­ляет лишь частоту вращения питателей, но не расход пыли. Такой

Рис. 8.11. Регулирование подачи воздуха по соотношению

а — топливо — воздух; б — пар — воздух; в — теплота — воздух; г — нагруз­ка — воздух с коррекцией по О2; 1 — регулятор подачи воздуха; 2 — регулиру­ющий орган;

3 — дифференциатор; 4 — корректирующий регулятор воздуха;

5 — корректирующий регулятор давления перегретого пара (регулятор задания

по нагрузке)

способ регулирования не учитывает качественного изменения со­става и расхода топлива, связанного с увеличением или уменьше­нием скорости транспортирующего воздуха или с нарушением нор­мальной работы питателей пыли. Поэтому применение схемы топ­ливо воздух оправдано лишь при наличии жидкого или газооб­разного топлива постоянного состава.

2. Регулирование экономичности по соотношению пар воздух. На единицу расхода различного по составу топлива необходимо различное количество воздуха. На единицу теплоты, выделя­ющейся при сгорании разных видов топлив, требуется одно и то же его количество. Поэтому, если оценивать тепловыделение в топ­ке по расходу пара и изменять подачу воздуха в соответствии с изменениям этого расхода, то в принципе можно достичь опти­мального избытка воздуха.

Этот принцип регулирования подачи воздуха используют в схе­ме пар воздух (рис. 8.11, б).

3. Регулирование экономичности по соотношению сигналов теп­ лота воздух (рис. 8.11, в). Если тепловыделение в топке Q'Т оценивать по расходу перегретого пара и скорости изменения дав­ления пара в барабане, то инерционность этого суммарного сигна­ла (Gq, см. рис. 8.4, а) при топочных возмущениях будет существенно меньше инерционности одного сигнала по расходу пара QПП.

Соответствующее заданному тепловыделению количество воз­духа измеряют по перепаду давлений на воздухоподогревателе или подавлению воздуха в напорном патрубке вентилятора. Раз­ность этих сигналов используют в качестве входного сигнала ре­гулятора экономичности.

4. Регулирование экономичности по соотношению задание — воздух с дополнительным сигналом по содержанию О2 в дымовых газах (рис. 8.11, г). Содержание О2 в продуктах сгорания топлива характеризует избыток воздуха и слабо зависит от состава топлива.

Следовательно использование О2 в качестве входного сигнала автоматического регулятора, воздействующего на расход воздуха, вполне целесообразно . Однако реализация этого способа затруд­нена из-за отсутствия надежных и быстродействующих газоана­лизаторов кислорода. Поэтому в промышленных условиях получили распространение схемы регулирования подачи воздуха не с прямым, а с корректирующим воздействием по О2.

Поддержание избытка воздуха по соотношению сигналов теп­лота воздух и в особенности пар воздух отличается просто­той и надежностью, но не является точным. Этого недостатка ли­шена, например, система регулирования экономичности, действу­ющая по схеме задание воздух с дополнительной коррекцией по О2 .В системе в целом совмещают принципы регулирования по возмущению и отклонению. Регулятор подачи воздуха 1 изменяет его расход по сигналу от главного или корректирующего регуля­тора давления 5, являющегося автоматическим задатчиком регу­лятора по нагрузке котла. Сигнал, пропорциональный расходу воздуха рВП, действует как и в других схемах:

во-первых, устраняет возмущения по расходу воздуха, не свя­занные с регулированием экономичности (включение — или от­ключение систем пылеприготовления и т. п.);

во-вторых, способствует стабилизации самого процесса регули­рования подачи воздуха, так как служит одновременно сигналом жесткой отрицательной обратной связи.

Введение дополнительного корректирующего сигнала по содер­жанию О2 повышает точность поддержания оптимального избытка воздуха в любой системе регулирования экономичности. Добавоч­ный корректирующий регулятор 4 по О2 в схеме регулирования задание воздух управляет подачей воздуха при топочных воз­мущениях и непосредственно обеспечивает поддержание заданно­го избытка воздуха в топке.

Регулирование разрежения в топке. Наличие небольшого (до 20—30 Па) постоянного разрежения ST, в верхней части топки не­обходимо по условиям нормального топочного режима. Это пре­пятствует выбиванию газов из топки, способствует устойчивости факела и служит косвенным показателем материального баланса между подаваемым в топку воздухом и уходящими газами. Объект регулирования по разрежению — топочная камера с включенными последовательно с нею газоходами от поворотной камеры до всасывающих патрубков дымососов. Входным регулирующим воздей­ствием этого участка служит расход дымовых газов, определяемый подачей дымососов. К внешним возмущающим воздействиям от­носят изменение расхода воздуха в зависимости от тепловой нагрузки агрегата, к внутренним — нарушения газовоздушного ре­жима, связанные с работой систем пылеприготовления, операци­ями по удалению шлака и т.п.

Рис. 8.12. АСР разрежения в топке

а — переходный процесс по разрежению вверху топки при возмущении расходом газа ;6 — схема регулирования разрежения

Кривая изменения сигнала по разрежению верхней части топки SТ, при возмущении расходом топочных газов приведена на рис. 8.12, а. Участок по разрежению не имеет запаздывания, об­ладает малой инерционностью и значительным самовыравнивани­ем. Отрицательным свойством участка служат колебания регули­руемой величины около среднего значения ST0, с амплитудой до

30—50 Па (3—5 мм вод. ст.) и частотой до нескольких герц.

Такие колебания (пульсации) зависят от большого числа фак­торов, в частности от пульсаций расходов топлива и воздуха. Они затрудняют работу регулирующих приборов, в особенности имею­щих релейные усилительные элементы, вызывая их слишком час­тые срабатывания.

Для сглаживания пульсаций перед первичными измерительны­ми приборами устанавливают специальные демпфирующие устрой­ства: дроссельные трубки и шайбы, импульсные трубы повышенно­го диаметра или промежуточные баллоны (емкости). Для этого ис­пользуют также электрический демпфер, имеющийся в электри­ческих схемах измерительных блоков регулирующих приборов [12 ].

Способы и схемы регулирования. Регулирование разрежения обычно осуществляют посредством изменения количества уходящих газов, отсасываемых дымососами. При этом их подачу можно регулировать:

поворотными многоосными дроссельными заслонками (см. рис. П.2, д);

направляющими аппаратами (см. рис. П.7);

гидромуфтами, изменяя числа оборотов рабочего колеса дымо­соса (см. рис. П.6) или первичным двигателем, меняя частоту вра­щения.

Сравнение различных способов регулирования по удельным расходам электрической энергии на привод дымососов показано на рис. П.8.

Наибольшее распространение получила схема регулирования разрежения с одноимпульсным ПИ-регулятором, реализующая принцип регулирования по отклонению (см. рис. 8.12, б).

Требуемое значение регулируемой величины устанавливают с помощью ручного задатчика ЗРУ регулятора разрежения 1. При работе котла в регулирующем режиме часто происходят измене­ния тепловой нагрузки и, следовательно, изменения расхода воз­духа. Работа регулятора воздуха 2 приводит к временному нару­шению материального баланса между поступающим воздухом и уходящими газами. Для предупреждения этого нарушения и уве­личения быстродействия регулятора разрежения рекомендуют ввести на его вход дополнительное исчезающее воздействие от ре­гулятора воздуха через устройство динамической связи 3.

В качестве устройства динамической связи используют аперио­дическое звено, выходной сигнал которой поступает на вход регу­лятора разрежения лишь в моменты перемещения исполнитель­ного механизма регулятора воздуха.

Регулирование давления первичного воздуха. Скорости пылевоздушной смеси в пылепроводах к горелкам у котлов с промбункером должны изменяться лишь в определенных пределах незави­симо от паровой нагрузки и суммарного расхода воздуха. Это ог­раничение необходимо соблюдать из-за опасности забивания пылепроводов и по условиям поддержания должных скоростей пер­вичного воздуха в устье горелок.

Регулирование подачи первичного воздуха в пылепроводы осу­ществляют с помощью регулятора, получающего сигнал по давле­нию воздуха в коробе первичного воздуха и воздействующего на подачу вентилятора первичного воздуха или на дроссельные заслонки, установленные на подводах общего воздуха в короб пер­вичного воздуха.