8.2. Регулирование процессов горения и парообразования
Процессы горения и парообразования тесно связаны. Количество сжигаемого топлива, а точнее, тепловыделение в топке в установившемся режиме должно соответствовать количеству вырабатываемого пара GП Косвенным показателем тепловыделения Q'T, служит тепловая нагрузка Gq. Она характеризует количество теплоты, воспринятое поверхностями нагрева в единицу времени и затраченное на нагрев котловой воды в экранных трубах и на парообразование. Количество пара, вырабатываемого котлом, в свою очередь должно соответствовать расходу пара на турбину GПП Косвенным показателем этого соответствия служит давление пара перед турбиной. Оно должно поддерживаться вблизи заданного значения с высокой точностью по условиям экономичности и безопасности работы теплоэнергетической установки в целом.
Процесс сжигания топлива должен протекать с максимальной экономичностью, потери теплоты при ее передаче поверхностям нагрева должны быть минимальными.
В современных энергетических котлах осуществляют факельный способ сжигания топлива. Косвенным показателем устойчивости факела в топочной камере служит постоянство разрежения в ее верхней части SТ. Регулирование процессов горения и парообразования в целом сводят к поддержанию вблизи заданных значений следующих величин:
давления перегретого пара рПП и тепловой нагрузки Gq;
избытка воздуха в топке а (содержания О2, %) за пароперегревателем, влияющего на экономичность процесса горения;
разрежения в верхней части топки SТ.
Регулирование давления перегретого пара и тепловой нагрузки. Котел как объект регулирования давления и тепловой нагрузки может быть представлен в виде последовательного соединения простых участков, разграниченных конструктивно (см. рис. 8.1): топочной камеры; парообразующей части, состоящей из поверхностей нагрева, расположенных в топочной камере; барабана и пароперегревателя.
Рассмотрим динамику испарительного участка, в котором воду нагревают до температуры кипения и происходит процесс парообразования. Изменение тепловыделения Q'T, приводит к изменению паропроизводительности Gб и давления пара в барабане рб. Если прирост расхода топлива и тепловыделения идет целиком на нагрев пароводяной смеси и металла поверхностей нагрева, то из уравнения теплового баланса следует:
где А — размерный коэффициент, характеризующий тепловую аккумулирующую способность пароводяной смеси, металла испарительной части и барабана; dpб/dt — скорость изменения давления пара в барабане; Q'T — теплота, затраченная на нагрев пароводяной смеси; hн — энтальпия насыщенного пара на выходе из барабана; hпв — энтальпия питательной воды; Gб(hн-hпв) —теплота, ушедшая с паром.
Разделив правую и левую части уравнения (8.1) на hн-hпв ,получим другую форму записи уравнения теплового баланса:
или
где СП =А/ hн-hпв — постоянная, характеризующая массовую аккумулирующую способность пароводяной смеси и металла испарительной части котла, кг/(кгс/см2);
Gq = Q'T / hн-hпв — тепловая нагрузка котла, характеризующая тепловосприятие испарительных поверхностей в единицу времени, кг/с. Численные значения Сп для распространенных типов котлов приведены в [6]; способы опытного распределения — в [6,12]. Преобразуя (8.2), получаем
Экспериментальные кривые переходных процессов котла типа ТП-87 по давлению и расходу пара и результирующий сигнал по теплоте Gq при нанесении возмущения топливом и регулирующими клапанами приводятся на рис. 8.4
Рис. 8.3. Схема формирования сигнала по теплоте 1 — датчик давления пара; 2 — дифференциатор; 3 — датчик расходомера пара; 4 — измерительный блок регулирующего прибора
зависит от расхода воды на впрыск в паропровод свежего пара;
реагирует с относительно большим запаздыванием на изменение тепловыделения в топке по каналам неконтролируемых возмущений (качество топлива, неравномерность работы топливоподающих устройств, колебания расхода первичного воздуха и др.).
Схема формирования сигнала по тепловосприятию приведена на рис. 8.5, а. Сигнал по сопротивлению циркуляционного контура котла pq, так же как и Gq, косвенно оценивает изменение тепловыделения, в топке, но лишен недостатков сигнала по теплоте [12, 16 ].
Отборные устройства для измерения усредненных статических напоров устанавливаются на перепускных трубах между сборными коллекторами средних боковых экранных панелей и барабаном. Отборные устройства для измерения полных напоров устанавливаются на расстоянии 800—1000 мм от днища барабана в опускных трубах. Они представляют собой импульсные трубки, заведенные внутрь опускной трубы и обращенные приемными отверстиями навстречу потоку.
Движущий напор между точками А и Б одиночного контура циркуляции, вызывающий естественное обращение котловой воды в опускных и подъемных трубах, приближенно определяется выражением [16]:
где— разность статических напоров;— перепад, обусловленный гидравлическим сопротивлением одиночного контура; Нсм — длина участка пароводяной смеси на подъемной трубе; — усредненные плотности воды и пароводяной смеси в опускной и подъемной трубах.
Для увеличения чувствительности сигнала в статике и динамике к внутритопочным возмущениям измеряют полный напор среды в опускной трубе, характеризуемый добавочной составляющей по скорости движения воды :
(8.3)
В результате численное значение сигнала в целом определится выражением
(8.4)
Рис. 8.5. Формирование сигнала потепловосприятию
а — схема формирования сигнала по рq; б — экспериментальная кривая переходного процесса по рq, для котла типа ТП-101; 1 — датчик перепадов давлений в циркуляционном контуре; 2 — датчик по давлению пара в барабане; 3 — барабан: 4 — сборный коллектор подъемных труб; 5 — коллектор опускных труб; 6,7 — подъемные и опускные трубы; 8 — измерительный блок регулятора
Величины Нсм, в (8.4) зависят от количества теплоты, воспринимаемой экраном QЭКР и определяемой расстоянием соответствующей экранной поверхности до ядра факела lЯ, а величины HCM и — от давления пара в барабанерб. Для того чтобы однозначно оценить тепловыделение в топке с помощью сигнала по рq необходимо ввести в него коррекцию по lЯ, и компенсацию по pб. Устранение влияния смещения факела по ширине топки на численное значение сигнала достигается измерением с двухпротивоположных сторон факела.
Численное значение сигналов, измеряемых в двух средних боковых противоположных панелях и суммируемых в измерительном блоке, определяется следующим выражением:
k1U1+k2U2 , (8.5)
где U1 , U2 — значения электрических сигналов, полученных на выходе первичных преобразователей;k1 , k2 — заданные весовые коэффициенты по каналам измерений U1 и U2.
При смещении факела от lЯ в сторону того или иного экрана на ±интенсивность облучения одного экрана возрастает, второгопадает. Соответственно численное значение первого сигнала U1 увеличивается на , второго — уменьшается на —. В то же время среднее значение суммы двух сигналов, определяемое формулой (8.5), должно быть неизменным для достижения независимости от смещения факела. Последнее условие выполняется настройкой переменных коэффициентов k1 и k2 определяемых из выражения
= k1(U1+)+k2(U2-),
откуда
(8.6)
или
(8.7)
При заданном kl ,например kl =1,получим
k2 = /.
Следовательно, суммирование сигналов с заданными весовыми коэффициентами, полученными из условия (8.7), позволяет сформировать сигнал, независимый от lЯ. Опыты по смещению факела осуществляют одновременным включением и отключением крайних горелок по ширине топки или же соответствующим увеличением и уменьшением поступающего по ним топлива.
Компенсация сигнала по давлению пара в барабане также осуществляется экспериментально. Для этого, воздействуя на ручку настройки k3 (см. Рис. 8.5, а), следует добиваться неизменности результирующего сигнала при изменениях давления пара в барабане за счет изменения положения регулирующих клапанов турбины при постоянстве паровой нагрузки на котел и тепловыделения в топке.
Численное значение результирующего сигнала , скорректированного по давлению пара в барабане и подаваемого совместно с сигналом задания по нагрузке на автоматический регулятор расхода топлива или воздух, определяют из выражения
= k1U1+k2U2+k3U3+U0,
где k1, k2,U1иU2— то же, что и в формуле (8.6); U3 — численное значение сигнала по давлению пара в барабане на выходе первичного преобразователя; k3— численное значение весового коэффициента по каналу давления пара в барабане, определенное из условия независимости от рб; U0— сигнал задания по нагрузке парового котла.
Кривая разгона сигнала при возмущении топливом приведена на рис. 8.5,6.
Способы и схемы регулирования. Существующие способы и схемы автоматического регулирования тепловой нагрузки и давления пара в магистрали основаны на принципах регулирования по отклонению и возмущению. Их определяют заданный режим работы котла (базовый или регулирующий) и схема подсоединения паропровода перегретого пара к потребителю (турбине).
Базовым называют режим поддержания паровой нагрузки котла на заданном уровне вне зависимости от изменения общей электрической или тепловой нагрузки ТЭС.
В регулирующем режиме котел воспринимает колебания тепловой и электрической нагрузок турбин (участвует в регулировании тепловой и электрической нагрузок). Котел может быть подключен как к одной турбине (блочный вариант ТЭС), так и к общей паровой магистрали, объединяющей группу котлов и турбин (вариант ТЭС с общим паропроводом).
Регулирование энергоблока "котел-турбина". Главным способом регулирования давления пара в регулирующем режиме служит воздействие на расход топлива, подаваемого в топку, в зависимости от отклонения давления пара в магистрали.
Принципиальная схема замкнутой АСР давления пара перед турбиной для рассматриваемого случая изображена на рис. 8.6, линия а. На этой схеме давление пара поддерживает регулятор давления 4, воздействующий на регулятор подачи топлива в топку 1 а частоту вращения ротора турбины — регулятор частоты вращения 2.
Рис. 8.6. Принципиальная схема регулирования давления пара перед турбиной
1— топка, 2 — регулятор частоты вращения; 3 — турбина; 4 — регулятор давления; 5 — электропривод синхронизатора турбины
В базовом режиме воздействие регулятора давления должно быть переключено на механизм управления регулирующими клапанами турбины 3 через электропривод синхронизатора турбины 5 (рис. 8.6 — линия б).
Регулирование группы котлов с общим паропроводом. Принципиальная схема регулирования для этого случая (схема с главным регулятором) изображена на рис. 8.7,а. Поддержание давления пара в общей магистрали вблизи постоянного значения в установившемся режиме обеспечивает подача заданного количества топлива в топку каждого котла. В переходном режиме, вызванном изменением общей паровой нагрузки, давление пара регулируют подачей топлива в каждый котел или часть из них. При этом может быть два случая.
Все котлы работают в регулирующем режиме. Отклонение давления пара в общем паропроводе рм, приведет к появлению со ответствующего сигнала на входе главного регулятора 3. Он управляет регуляторами подачи топлива всех котлов. Доля участия каждого из них в суммарной паровой нагрузке устанавливается с помощью задатчиков ручного управления (ЗРУ).
Часть агрегатов переводят в базовый режим отключением связей регуляторов подачи топлива с главным регулятором. Давление пара в общем паропроводе регулируют агрегаты, связи которых с главным регулятором не нарушены. Такое решение целесообразно при большом числе параллельно работающих котлов, когда нет необходимости держать все агрегаты в регулирующем режиме.
' Рис. 8.7. Принципиальные схемы регулирования давления пара в общем паропроводе с главным регулятором (а) и стабилизацией расходов топлива (б)
1— регулятор подачи топлива; 2 — регулятор частоты вращения турбины;
3 — главный регулятор давления пара; К1 Кг — котлы; T1, Т2 — турбины
В первом случае обеспечивают равномерное распределение нагрузок со стороны потребителя пара между отдельными агрегатами, во втором — стабильность паровой нагрузки агрегатов, работающих в базовом режиме.
Проследим за работой АСР с главным регулятором при внутритопочных возмущениях. Предположим, что возмущение поступает по каналу подачи топлива. Оно может быть вызвано внезапным остановом одного или группы пылепитателей, забиванием течки сырого угля молотковой мельницы и т. п. При уменьшении подачи топлива в одном из агрегатов, например В’T, произойдет перераспределение суммарной паровой нагрузки между агрегатами за счет уменьшения GПП и роста G"ПП- Восполнение недостатка топлива в первом агрегате с помощью АСР начнут осуществлять два агрегата, но не с момента уменьшения его расхода, а с начала работы главного регулятора, т.е. с запаздыванием (см. рис. 8.4, б). Это приведет к существенному отклонению давления пара в динамике и к перегрузке одних котлов за счет неполного использования мощности других в статике.
Самопроизвольные изменения количества поступающего в топку топлива можно наблюдать и при работе котлов на газе или мазуте. В связи с этим целесообразно предусматривать стабилизацию расхода топлива на каждом из агрегатов Стабилизацию осуществляют с помощью АСР, действующей по схеме задание — топливо (рис. 8.7, б). Система в целом совмещает принципы регулирования по отклонению и возмущению. Ее отличие и преимущество состоят в том, что к регуляторам топлива 1 дополнительно подводят сигналы по расходу топлива В'Т, и В"Т. Это позволяет стабилизировать расход топлива и существенно улучшить качество переходных процессов по давлению пара при возмущениях по каналам подачи топлива.
Недостаток схемы — ограниченная область применения из-за отсутствия в настоящее время надежных способов непрерывного измерения расхода твердого топлива . Кроме того, АСР с сигналом по расходу жидкого и газового топлива не реагирует на изменения его качества.
Сравнение кривых переходного процесса по давлению перегретого пара (см. рис. 8.4, б) и тепловой нагрузке (см. рис. 8.4, а) при возмущении расходом топлива показывает, что участок по теплоте менее инерционен: обладает существенно меньшим запаздыванием (= 25 с против= 60 с) и большей скоростью изменения давления dp/dt.
Малая инерционность и доступный способ измерения сигнала по теплоте (см. рис. 8.3 и уравнение (8.3)) позволяют использовать его в системах стабилизации подачи топлива. Структурная схема регулирования тепловой нагрузки, известная под названием теплота — топливо, изображена на рис. 8.8, а, а функциональная — на рис. 8.8, б. Расход пара измеряют по перепаду на сужающем устройстве, а сигнал dpб/dt — с помощью дифференциаторов 4 и 5. Регулятор давления пара 1, образующий внешний контур I, выполняет функции автоматического задатчика (корректора) по отношению к регуляторам топлива 2 и 3, образующим внутренний контур II. Долю участия каждого агрегата в общей паровой нагрузке, как и в предыдущих схемах, устанавливают с помощью ручных задатчиков ЗРУ или УВК верхнего уровня управления.
Рис. 8.8. Регулирование подачи топлива по схеме "задание – теплота”
а, б — структурная и функциональная схемы; I, II — внешний и внутренний контуры; 1 — регулятор давления пара; 2, 3 — регуляторы топлива; 4,5 - дифференциаторы
Колебания паровой нагрузки со стороны турбин возмещают соответствующим изменением задания регуляторам топлива за счет действия корректирующего регулятора. Все топочные возмущения, приводящие к изменению тепловыделения в топке, устраняют действием стабилизирующих регуляторов.
Еще меньшей инерционностью по сравнению с сигналом по теплоте обладает сигнал по тепловосприятию топочных экранов. Его использование в АСР тепловой нагрузки вместо сигнала по теплоте позволяет улучшить качество регулирования за счет роста быстродействия стабилизирующего контура II(см. рис. 8.8, а)
Регулирование экономичности процесса горения. Экономичность работы котла оценивают по КПД, равному отношению полезной теплоты, затраченной на генерирование и перегрев пара, к располагаемой теплоте, которая могла быть получена при сжигании всего топлива.
Без учета теплоты, вносимой в топку воздухом, и потерь на продувку КПД котла имеет вид
(8.8)
где h0, hПВ — энтальпии перегретого пара и питательной воды; Qpн — низшая рабочая теплота сгорания топлива. Теперь запишем КПД через тепловые потери, сопровождающие процесс сжигания топлива:
(8.9)
Однако регулирование экономичности непосредственно по КПД (8.8) или суммарной оценке тепловых потерь (8.9) не получило пока широкого распространения из-за отсутствия надежных способов и средств их непрерывного измерения.
Одним из наиболее представительных косвенных способов оценки экономичности процесса горения служит анализ состава топочных газов, покидающих топку. На основе зависимости КПД и суммарных потерь от избытка воздуха, определяемой индивидуально для каждого агрегата, целесообразно поддерживать коэффициент избытка воздуха, при котором КПД котлаи суммарные потеристремятся к минимуму.
Значение коэффициента избытка воздуха можно оценить по содержанию свободного кислорода в газах, покидающих топочную камеру, по приближенной формуле
= 21/(21 -О2).
Значение в основном влияет на q2 (потеря теплоты с уходящими газами), q3 и q4 (потери теплоты от химического и механического недожогов топлива). Зависимости
и
представлены на рис. 8.9.
Участок регулирования экономичности процесса горения по содержанию кислорода в топочных газах состоит из топочной камеры и примыкающего к ней газохода конвективного перегревателя до места измерения содержания О2,%. Входное регулирующее воздействие — расход воздуха, поступающий в топку QB; выходная (регулируемая) величина — содержание свободного кислорода в поворотной камере газохода за пароперегревателем О2, % (см. рис. 8.1).
Оптимальное значение О2 в поворотной камере при номинальной нагрузке и сжигании пылевидного топлива лежит в пределах 3—5 %; при сжигании мазута и газа от 0,05 до 2%.
Оптимальный избыток воздуха в общем случае определяют не только экономичностью, но и рядом других факторов, таких как интенсивность коррозии поверхностей нагрева, образование вредных соединений (окислов серы и азота) и др.
Кривые переходного процесса участка по содержанию кислорода О2 в дымовых газах за пароперегревателем при нанесении возмущения увеличением расхода воздуха QB, м3/ч, и газового топ-лива ВТ, м /ч, приведены на рис. 8.10. Инерционность участка зависит от объема топочной камеры и примыкающего к ней газохода, а также от запаздывания в измерительном устройстве. При математическом описании динамических свойств этот участок представляют в виде последовательного соединения двух звеньев: транспортного запаздывания и инерционного первого порядка спостоянной времени Т.
Способы и схемы регулирования. Основным способом регулирования избытка воздуха за пароперегревателем служит изменение его количества подаваемого в топку с помощью дутьевых вентиляторов. Существует несколько вариантов схем автоматического управления подачей воздуха в зависимости от способов косвенной оценки экономичности процесса горения по соотношению различных сигналов.
Регулирование экономичности по соотношению топливо — воздух. При постоянном качестве топлива его расход и количество воздуха, необходимое для обеспечения требуемой полноты сгорания, связаны прямой пропорциональной зависимостью, устанавливаемой в результате режимных испытаний. Если измерение расхода топлива выполняют достаточно точно, то поддержание оптимального избытка воздуха можно реализовать, используя схему регулирования, известную под названием топливо — воздух
(рис. 8.11, а). При газообразном топливе требуемое соотношение между количествами газа и воздуха осуществляется просто: сравнивают перепады давлений на сужающих устройствах устанавливаемых на газопроводе и на воздухоподогревателе рвп или же на специальном измерительном устройстве расхода воздуха. Разность этих сигналов подается на вход автоматического регулятора экономичности, управляющего подачей дутьевых вентиляторов.
Непрерывное измерение расхода твердого топлива, как уже отмечалось является нерешенной проблемой. Иногда расход пылевидного топлива, оценивают, например, по положению регулирующего органа (траверсы плоского контроллера), которое определяет лишь частоту вращения питателей, но не расход пыли. Такой
Рис. 8.11. Регулирование подачи воздуха по соотношению
а — топливо — воздух; б — пар — воздух; в — теплота — воздух; г — нагрузка — воздух с коррекцией по О2; 1 — регулятор подачи воздуха; 2 — регулирующий орган;
3 — дифференциатор; 4 — корректирующий регулятор воздуха;
5 — корректирующий регулятор давления перегретого пара (регулятор задания
по нагрузке)
способ регулирования не учитывает качественного изменения состава и расхода топлива, связанного с увеличением или уменьшением скорости транспортирующего воздуха или с нарушением нормальной работы питателей пыли. Поэтому применение схемы топливо — воздух оправдано лишь при наличии жидкого или газообразного топлива постоянного состава.
2. Регулирование экономичности по соотношению пар — воздух. На единицу расхода различного по составу топлива необходимо различное количество воздуха. На единицу теплоты, выделяющейся при сгорании разных видов топлив, требуется одно и то же его количество. Поэтому, если оценивать тепловыделение в топке по расходу пара и изменять подачу воздуха в соответствии с изменениям этого расхода, то в принципе можно достичь оптимального избытка воздуха.
Этот принцип регулирования подачи воздуха используют в схеме пар — воздух (рис. 8.11, б).
3. Регулирование экономичности по соотношению сигналов теп лота — воздух (рис. 8.11, в). Если тепловыделение в топке Q'Т оценивать по расходу перегретого пара и скорости изменения давления пара в барабане, то инерционность этого суммарного сигнала (Gq, см. рис. 8.4, а) при топочных возмущениях будет существенно меньше инерционности одного сигнала по расходу пара QПП.
Соответствующее заданному тепловыделению количество воздуха измеряют по перепаду давлений на воздухоподогревателе или подавлению воздуха в напорном патрубке вентилятора. Разность этих сигналов используют в качестве входного сигнала регулятора экономичности.
4. Регулирование экономичности по соотношению задание — воздух с дополнительным сигналом по содержанию О2 в дымовых газах (рис. 8.11, г). Содержание О2 в продуктах сгорания топлива характеризует избыток воздуха и слабо зависит от состава топлива.
Следовательно использование О2 в качестве входного сигнала автоматического регулятора, воздействующего на расход воздуха, вполне целесообразно . Однако реализация этого способа затруднена из-за отсутствия надежных и быстродействующих газоанализаторов кислорода. Поэтому в промышленных условиях получили распространение схемы регулирования подачи воздуха не с прямым, а с корректирующим воздействием по О2.
Поддержание избытка воздуха по соотношению сигналов теплота — воздух и в особенности пар — воздух отличается простотой и надежностью, но не является точным. Этого недостатка лишена, например, система регулирования экономичности, действующая по схеме задание — воздух с дополнительной коррекцией по О2 .В системе в целом совмещают принципы регулирования по возмущению и отклонению. Регулятор подачи воздуха 1 изменяет его расход по сигналу от главного или корректирующего регулятора давления 5, являющегося автоматическим задатчиком регулятора по нагрузке котла. Сигнал, пропорциональный расходу воздуха рВП, действует как и в других схемах:
во-первых, устраняет возмущения по расходу воздуха, не связанные с регулированием экономичности (включение — или отключение систем пылеприготовления и т. п.);
во-вторых, способствует стабилизации самого процесса регулирования подачи воздуха, так как служит одновременно сигналом жесткой отрицательной обратной связи.
Введение дополнительного корректирующего сигнала по содержанию О2 повышает точность поддержания оптимального избытка воздуха в любой системе регулирования экономичности. Добавочный корректирующий регулятор 4 по О2 в схеме регулирования задание — воздух управляет подачей воздуха при топочных возмущениях и непосредственно обеспечивает поддержание заданного избытка воздуха в топке.
Регулирование разрежения в топке. Наличие небольшого (до 20—30 Па) постоянного разрежения ST, в верхней части топки необходимо по условиям нормального топочного режима. Это препятствует выбиванию газов из топки, способствует устойчивости факела и служит косвенным показателем материального баланса между подаваемым в топку воздухом и уходящими газами. Объект регулирования по разрежению — топочная камера с включенными последовательно с нею газоходами от поворотной камеры до всасывающих патрубков дымососов. Входным регулирующим воздействием этого участка служит расход дымовых газов, определяемый подачей дымососов. К внешним возмущающим воздействиям относят изменение расхода воздуха в зависимости от тепловой нагрузки агрегата, к внутренним — нарушения газовоздушного режима, связанные с работой систем пылеприготовления, операциями по удалению шлака и т.п.
Рис. 8.12. АСР разрежения в топке
а — переходный процесс по разрежению вверху топки при возмущении расходом газа ;6 — схема регулирования разрежения
Кривая изменения сигнала по разрежению верхней части топки SТ, при возмущении расходом топочных газов приведена на рис. 8.12, а. Участок по разрежению не имеет запаздывания, обладает малой инерционностью и значительным самовыравниванием. Отрицательным свойством участка служат колебания регулируемой величины около среднего значения ST0, с амплитудой до
30—50 Па (3—5 мм вод. ст.) и частотой до нескольких герц.
Такие колебания (пульсации) зависят от большого числа факторов, в частности от пульсаций расходов топлива и воздуха. Они затрудняют работу регулирующих приборов, в особенности имеющих релейные усилительные элементы, вызывая их слишком частые срабатывания.
Для сглаживания пульсаций перед первичными измерительными приборами устанавливают специальные демпфирующие устройства: дроссельные трубки и шайбы, импульсные трубы повышенного диаметра или промежуточные баллоны (емкости). Для этого используют также электрический демпфер, имеющийся в электрических схемах измерительных блоков регулирующих приборов [12 ].
Способы и схемы регулирования. Регулирование разрежения обычно осуществляют посредством изменения количества уходящих газов, отсасываемых дымососами. При этом их подачу можно регулировать:
поворотными многоосными дроссельными заслонками (см. рис. П.2, д);
направляющими аппаратами (см. рис. П.7);
гидромуфтами, изменяя числа оборотов рабочего колеса дымососа (см. рис. П.6) или первичным двигателем, меняя частоту вращения.
Сравнение различных способов регулирования по удельным расходам электрической энергии на привод дымососов показано на рис. П.8.
Наибольшее распространение получила схема регулирования разрежения с одноимпульсным ПИ-регулятором, реализующая принцип регулирования по отклонению (см. рис. 8.12, б).
Требуемое значение регулируемой величины устанавливают с помощью ручного задатчика ЗРУ регулятора разрежения 1. При работе котла в регулирующем режиме часто происходят изменения тепловой нагрузки и, следовательно, изменения расхода воздуха. Работа регулятора воздуха 2 приводит к временному нарушению материального баланса между поступающим воздухом и уходящими газами. Для предупреждения этого нарушения и увеличения быстродействия регулятора разрежения рекомендуют ввести на его вход дополнительное исчезающее воздействие от регулятора воздуха через устройство динамической связи 3.
В качестве устройства динамической связи используют апериодическое звено, выходной сигнал которой поступает на вход регулятора разрежения лишь в моменты перемещения исполнительного механизма регулятора воздуха.
Регулирование давления первичного воздуха. Скорости пылевоздушной смеси в пылепроводах к горелкам у котлов с промбункером должны изменяться лишь в определенных пределах независимо от паровой нагрузки и суммарного расхода воздуха. Это ограничение необходимо соблюдать из-за опасности забивания пылепроводов и по условиям поддержания должных скоростей первичного воздуха в устье горелок.
Регулирование подачи первичного воздуха в пылепроводы осуществляют с помощью регулятора, получающего сигнал по давлению воздуха в коробе первичного воздуха и воздействующего на подачу вентилятора первичного воздуха или на дроссельные заслонки, установленные на подводах общего воздуха в короб первичного воздуха.
- Глава 8
- 8.1. Барабанный паровой котел как объект управления
- 8.2. Регулирование процессов горения и парообразования
- 8.3. Регулирование перегрева пара барабанных котлов
- 8.4. Регулирование питания паровых котлов
- 8.5. Регулирование непрерывной продувки и расхода корректирующих добавок котловой воды
- 8.6. Прямоточный паровой котел как объект управления
- 8.7. Регулирование тепловой нагрузки и температурного режима первичного тракта
- 8.8. Регулирование перегрева пара прямоточных котлов