logo
ТГС и В для ВВ_с

Лекции №8

ВОПРОСЫ:

1. Совмещение вентиляции с воздушным отоплением.

В помещениях промышленных зданий, требующих обогрева и устройства приточной вентиляции, целесообразно применять воздушное отопление. В этом случае для отопления используются все элементы вентиляционной установки - воздуховоды, вентилятор, электродвигатель и пр.; при этом приходится только соответственно увеличивать площадь поверхности нагрева калориферов. Поэтому такие совмещенные установки воздушного отопления и вентиляции являются наиболее экономичными.

Системы воздушного отопления могут быть подразделены на централизованные и децентрализованные.

Централизованные системы - это системы воздушного отопления, совмещенные с системами приточной вентиляции.

Децентрализованные системы могут быть двух видов: а) с воздушно-отопительными агрегатами большой производительности с сосредоточенной подачей воздуха в помещения большого объема; б) с воздушно-отопительными агрегатами небольшой производительности, устанавливаемыми в помещениях, в которых не могут быть применены агрегаты большой производительности.

По качеству приточного воздуха системы воздушного отопления могут быть подразделены на рециркуляционные, с частичной рециркуляцией и прямоточные без рециркуляции.

Рециркуляционные системы применяют в помещениях, в которых отсутствуют выделения вредных веществ.

Системы с частичной рециркуляцией применяют в помещениях с избытками тепла, когда количество приточного воздуха, требуемого для поглощения теплоизбытков, превышает количество воздуха, необходимого для компенсации вытяжки местных отсосов. В нерабочее время эти системы могут действовать как рециркуляционные, если в помещениях исключена возможность остаточных выделений вредных веществ первого и второго класса опасности.

Прямоточные системы без рециркуляции применяют в следующих случаях: а) при содержании в воздухе помещения болезнетворных бактерий, вирусов и грибков; б) при наличии в воздухе помещений резко выраженных неприятных запахов; в) при выделении в воздух помещения вредных веществ первого, второго и третьего классов опасности.

Максимальная температура подаваемого в помещения воздуха при подаче его на высоте более 3,5 м от пола составляет 70° С, при подаче его на высоте 3,5 м от пола и на расстоянии более 2 м от рабочего места - 45° С. При этом расчетом должно быть подтверждено, что при проектировании той или иной системы воздушного отопления в рабочей зоне обеспечены внутренние условия, отвечающие требованиям.

ВОЗДУШНО-ОТОПИТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ

Если рециркуляция воздуха допустима, применяют простейшие воздушно-отопительные агрегаты. Особенно широкое применение они получили в системах воздушного отопления с сосредоточенной подачей воздуха. В зависимости от назначения такие агрегаты изготовляют двух типов: для работы при полной рециркуляции воздуха помещений (отопительные) и для работы на рециркуляционном воздухе с большим процентом подмешивания наружного воздуха (воздушно-отопительные).

В зависимости от конструкции агрегаты можно устанавливать на полу на фундаментах, подвешивать на подвесках у потолка или устанавливать на колоннах (на кронштейнах).

Количество агрегатов для воздушного отопления может быть определено по формуле

где Qот - количество тепла, необходимого для отопления помещения; q - теплопроизводительность одного агрегата.

Применяют воздушно-отопительные агрегаты АПВ, АПВС, СТД-100 и СТД-З00М, работающие на паре или на воде, и отопительный агрегат АГ-53.

Пароводяные агрегаты АПВ (рис. 1) марок 200-140 и 280-190 состоят из пластинчатых многоходовых калориферов с коридорным расположением трубок и работают на паре или на воде. В агрегатах на одной оси с электродвигателем установлены осевые вентиляторы типа

О6-320-8 и О6-320-10, заключенные с калориферами в общий кожух с входным коническим коллектором. Первая цифра марки агрегата обозначает его теплопроизводительность, тыс. ккал/ч, при теплоносителе паре, вторая цифра - при теплоносителе воде с параметрами

tг = 130° С, tо=70°С. Агрегат монтируется на раме из швеллера, что позволяет устанавливать его и на кронштейнах и на полу.

Рис.1. Воздушно-отопительный агрегат АПВ 200-140.

Пароводяные агрегаты АПВС (рис. 2) марок 50-30, 70-40 и 110-80 могут быть подвешены на петлях или установлены на кронштейнах. Агрегаты этого типа имеют спирально-навивные многоходовые калориферы, работающие на паре или на воде. От агрегатов АПВ их отличают меньшая воздухопроизводительность, теплопроизводительность и масса. Значение цифр в марках агрегатов то же, что и в агрегатах АПВ.

Рис.2. Воздушно-отопительный агрегат АПВС 50-30.

Перечень методических указаний по дисциплине «Теплогазоснабжение и вентиляция» для специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение».

п/п

Наименование

Номер по кафедральной регистрации

Кол-во

экземпляров

Год

издания

Методические указания для практических работ

1

Теплоснабжение района города.

87

100

2007

2

Газоснабжение микрорайона города.

101

150

2011

3

Расчет процессов горения.

91

100

2007

Методические указания для лабораторных работ

1

Гидродинамический стенд. Графики давлений.

56

50

2007

2

Определение коэффициента смешения и коэффициента полезного действия водоструйного насоса (элеватора) теплофикационного ввода.

26

50

2007

3

Исследование работы тупиковой газовой сети.

73

50

2005

4

Определение пропускной способности регулятора давления.

73

50

2005

5

Измерение расхода газа, сжигаемого горелкой.

74

50

2005

6

Определение коэффициента полезного действия газовой горелки.

74

50

2005

7

Исследование аэродинамики теплообменника газового воздухонагревателя.

73

50

2005

Методические указания для выполнения курсового проектирования

1

Не предусмотрено учебным планом.

(методические указания прилагаются согласно списку)

И.о. зав. кафедрой _____________________ Тихомиров С.А.

Приложение

Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине «Теплогазоснабжение и вентиляция» для студентов специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение».

Структура выполнения самостоятельной работы в семестре представлена в рабочей программе дисциплины в разделе 3 (п.3.4) и включает в себя:

1. Усвоение текущего учебного материала (очная - 3 ч; заочная – 6 ч; заочная ускоренная - 6 ч).

В процессе лекции студент ведет конспектирование излагаемого преподавателем материала с выделением основных понятий, фактов, формул, правил и т.д. Конспект лекций следует вести аккуратно, выделяя разделы, подразделы, отдельные темы. При последующей самостоятельной внеаудиторной работе студенту необходимо отметить непонятные выражения и положения, закончить (вставить) слова, пропущенные (упущенные) при конспектировании с использованием рекомендуемой к лекции литературы.

Усвоение текущего учебного материала предусматривает:

- повторение ранее изученного материала;

- изучение текущих тем лекций с использованием основной и дополнительной литературы из рабочей программы;

- выявление наиболее трудного для понимания материала;

- подготовку вопросов по материалу лекции.

В течение семестра преподавателем проводятся консультации по утвержденному графику (но не менее 1 часа в неделю). В период сессии проводятся индивидуальные и групповые консультации, в том числе перед зачетом.

2. Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины (очная - 3ч; заочная – 8 ч; заочная ускоренная - 6 ч).

В процессе изучения курса «Теплогазоснабжение и вентиляция» студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины и тем лекций, вынесенных на самостоятельную проработку с использованием рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы, для чего предусмотрена работа в библиотеке и в компьютерном классе по изучению материалов в Интернете.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой по материалам периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.

При работе с литературой по конкретным темам курса основное внимание следует уделять важнейшим понятиям, терминам, определениям, для скорейшего усвоения которых целесообразно вести краткий конспект.

Самостоятельная работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, обобщение прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к лабораторным занятиям.

Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины должно выполняться, в том числе, на основе технических средств в классах ЭВМ при использовании соответствующих обучающих программ, а также стендов и макетов различных устройств, имеющихся на кафедре

3. Подготовку к лабораторным и практическим занятиям (очная – 2 ч; заочная – 8 ч; заочная ускоренная - 6 ч).

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям осуществляется на основании тематики, представленной в рабочей программе дисциплины, материалов представленных в методических указаниях к лабораторным и практическим занятиям, а также вопросов предлагаемых для подготовки к занятию преподавателем при изучении предыдущей темы.

Студент перед лабораторной и практической работой должен изучить основные вопросы, теоретический материал, необходимый для понимания сущности процессов протекающих при ее выполнении.

4. Оформление лабораторных и практических работ (очная - 2 ч; заочная – 8 ч; заочная ускоренная - 6 ч).

Оформление схем, таблиц и т.д. к лабораторной работе осуществляется на основании методических указаний.

В процессе занятия студент выполняет необходимые опыты, измерения, расчеты, вычерчивает схемы и самостоятельно овладевает навыками лабораторной и практической работы.

Отчет по лабораторной и практической работе следует вести аккуратно, выделяя цель работы, основные этапы ее выполнения, разделы, а также выводы и рекомендации.

5. Подготовку и защиту лабораторных и практических работ (очная - 2 ч; заочная – 8 ч; заочная ускоренная – 6 ч).

Подготовка и защита лабораторных и практических работ осуществляется на основании предварительно оформленных отчетов, а также вопросов для самоконтроля, приведенных в методических указаниях по выполнению соответствующих работ или предложенных преподавателем в процессе занятий.

Студент должен уточнить цель работы, изучить теоретический материал, необходимый для понимания сущности процессов протекающих при ее выполнении, выводы, сформулированные по результатам работы и ответы на контрольные вопросы.

Прием лабораторных и практических работ преподавателем производится в течение семестра, как правило, на занятиях, либо на плановых консультациях, назначаемых преподавателем в течение семестра.