4. Машина постоянного тока
Электрические машины постоянного тока предназначены для преобразования электрической энергии как в механическую, так и обратно. Поэтому в первом случае они называются двигателем, а во втором – генератором.
Схема замещения машины постоянного тока в соответствии с уравнением E = U IRя показана на рис.50.
В машинах постоянного тока ЭДС
Е = СеФn,
где Се = рN / 60а – конструктивная постоянная; р – число пар полюсов; N – число проводников; а – число параллельных ветвей соединенных проводников (обмотки бывают двух и трехслойные).
В режиме генератора на холостом ходу поток Ф и соответствующая ему эдс зависят только от тока возбуждения. Зависимость Е = f(Iв) (рис.52) называется характеристикой холостого хода. Если характеристику снимать, сначала увеличивая ток возбуждения, а затем уменьшая его, то получится петля гистерезиса. Обычно в каталогах дается средняя линия.
В режиме нагрузки якорь нагружается на внешнее сопротивление проводника, ток в котором совпадает по направлению с ЭДС. Ток обмотки якоря создает свое поле, воздействующее на поле собственно машины. Данное явление называется реакцией якоря. Результирующий магнитный поток машины Ф равен сумме магнитного потока цепи возбуждения Фв и цепи якоря Фя. При больших значениях тока якоря вследствие насыщения части полюсов результирующий магнитный поток несколько уменьшается. В этом случае реакция якоря называется поперечной.
Электромагнитный момент определяется из выражения
М = 0,5D(pNIФ/а) = СмФI, ,
где D – диаметр якоря; См – постоянная по моменту.
У генератора различают два режима: независимое возбуждение (обмотка возбуждения питается от отдельного источника напряжения); самовозбуждение (питание обмотки возбуждения от напряжения якоря).
Основной рабочей характеристикой двигателя постоянного тока является зависимость частоты вращения от момента на валу.
Подставим в уравнение двигателя Uя = Е + RяIя значения эдс и момента и получим зависимость:
.
При отсутствии добавочного сопротивления в цепи якоря или нагрузки характеристика n = f(M) называется естественной, а с сопротивлением – искусственной.
Регулирование частоты вращения двигателя может осуществляться тремя способами: изменением напряжения, магнитного потока и добавочного сопротивления в цепи якоря (рис.54). Наиболее экономичный способ – регулирование напряжения на зажимах якоря.
Направление вращения двигателя можно поменять переключением полярности якоря или обмотки возбуждения.
Повысить обороты двигателя выше номинальных можно ослаблением магнитного потока, зона регулирования ограничивается возрастанием тока возбуждения.
Совместное регулирование частоты вращения двигателя напряжением на якоре и током возбуждения позволяет получить режим работы при постоянной мощности.
Кроме рассмотренных машин переменного и постоянного тока существует ряд электрических машин специального назначения, такие как преобразователи частоты и числа фаз переменного тока, переменного тока в постоянный и т.д. Такие машины называют электромашинными преобразователями.
- Электротехника электрические цепи
- 1. Основные понятия электрических цепей
- 2. Топологические понятия электрических цепей
- 3. Законы электрических цепей
- 4. Режимы работы электрических цепей
- 5. Мощность цепи переменного тока
- 6. Символический метод расчета цепей переменного тока
- 7. Резонансные явления в электрических цепях
- 8. Трехфазные цепи
- 9. Измерение мощности в трехфазной сети
- 10. Нелинейные цепи
- 11. Магнитные цепи
- Электрические машины
- 1. Трансформатор
- 2. Асинхронный двигатель
- 3. Синхронная машина
- 4. Машина постоянного тока
- 5. Методы обеспечения электробезопасности
- 6. Виды защиты электрооборудования
- Электроника
- 1. Полупроводниковые приборы
- 2. Электронные выпрямители
- 3. Сглаживающие фильтры
- 4. Электронные усилители
- 5. Логические элементы