logo
выполнен

Асинхронные двигатели.

После изучения настоящего раздела студент должен:

1) знать содержание терминов: скольжение, синхронная скорость, круговое вращающееся магнитное поле, короткозамкнутый ротор, контактные кольца, поток полюса, глубокопазный ротор, двойная «беличья клетка»; способы изменения направления вращения магнитного поля; устройство и области применения двух типов трехфазных асинхронных двигателей; условные обозначения трехфазных асинхронных двигателей на схемах; вид механических характеристик; способы регулирования скорости вращения двигателя;

2)понимать принцип возбуждения многополюсного вращающегося магнитного поля; принцип действия трехфазной асинхронной машины в режимах двигателя, генератора и электромагнитного тормоза; факторы, влияющие на частоту вращения ротора трехфазного асинхронного двигателя; возможность замены трехфазного асинхронного двигателя с вращающимся ротором эквивалентным асинхронным двигателем с неподвижным ротором; аналогию физических явлений в трехфазном асинхронном двигателе с неподвижным ротором и в трансформаторе с резистивной нагрузкой; энергетические преобразования в трехфазном асинхронном двигателе;

3) уметь осуществлять пуск асинхронного двигателя; оценивать величины номинального, пускового и максимального моментов, пускового тока и номинального скольжения по данным каталога.

Приступая к изучению этой темы, необходимо понять условия возбуждения вращающегося магнитного поля.

Изучение асинхронного двигателя надо начинать с его устройства и принципа работы. Необходимо обратить особое внимание на электромагнитные процессы, возникающие в двигателе, как при его пуске, так и в процессе работы. Векторная диаграмма и эквивалентная схема асинхронного двигателя облегчают изучение его работы и используются при выводе основных уравнений. Эксплутационные параметры асинхронного двигателя наглядно демонстрируются при помощи механических и рабочих характеристик.

Механические характеристики имогут быть построены по расчетной формуле вращающего момента:

, (10)

где М - вращающий момент двигателя в ;,,и- сопротивления статорной и роторной обмоток;- число фаз статора;- число пар полюсов;- фазное напряжение статорной обмотки;- скольжение.

По зависимости легко построить характеристику. Механические характеристики могут быть построены и по данным каталога. Известно, что

, (11)

где - критический (максимальный) вращающийся момент двигателя;- скольжение, при котором двигатель развивает критический момент.

Зная отношение критического момента к номинальному и определив номинальный момент как, где- номинальная мощность двигателя;- номинальная скорость вращения ротора, легко получить выражение для.

Рассматривая уравнение (11) для номинального режима и учитывая, что , получим

. (12)

Решая уравнение (12) относительно критического скольжения, получаем

.

Зная ии задаваясь значениямив пределах от 0 до 1, легко построить механическую характеристику, данные, для построения которой получают из уравнения (11).

Характеристика получается из характеристики, учитывая при этом, что

(13)

где об/мин-скорость вращения магнитного поля.

Механические характеристики асинхронного двигателя, изображенные на рис. 16, а и 16, б, показывают свойства двигателя в системе электропривода; пусковые свойства, перегрузочную способность, устойчивость работы.

Рис. 16

Для более полного выявления свойств двигателя служат рабочие характеристики, которые показывают зависимость скорости вращения ротора , вращающего момента М, к.п.д., тока статора и коэффициента мощностиот мощности на валу двигателя. Эти характеристики могут быть рассчитаны по данным каталога или получены в процессе испытания двигателя в лабораторных условиях.

Рабочие характеристики асинхронного двигателя изображены на рис.17.

Рассмотрим примеры решения задач по асинхронным двигателям.

Задача. Номинальная мощность трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором кВт, номинальное напряжениеВ, номинальное число оборотов ротораоб/мин, номинальный к.п.д.и номинальный коэффициент мощности. Кратность пускового тока, а перегрузочная способность двигателя. Определить: 1) потребляемую мощность; 2) номинальный и максимальный (критический) вращающие моменты; 3) пусковой ток; 4) номинальное и критическое скольжения. Построить механические характеристикии

Рис. 17

Решение. Потребляемая мощность

кВт.

Номинальный и максимальный моменты:

.

.

Номинальный и пусковой токи:

А;

А.

Номинальное и критическое скольжения:

;

.

Механические характеристики строятся по уравнению (11):

.

Таблица 2

№ п/п

s

n, об/мин

M,

1

0,053

1420

67,3

2

0,4

1350

104,3

3

0,175

1238

121

4

0,2

1200

120,5

5

0,3

1050

105,3

6

0,4

900

88,8

7

0,5

750

75,5

8

0,6

600

65,2

9

0,7

450

57

10

0,8

300

50,5

11

0,9

150

45,5

12

1

0

41,2

Задаваясь скольжением s от 0 до 1, подсчитываем вращающий момент. Скорость вращения ротора определяем из уравнения (13). Расчетные данные приведены в табл. 2.

Характеристики, построенные по данным табл. 2, изображены на

рис. 18, а, б.

Рис. 18