Асинхронные двигатели.
После изучения настоящего раздела студент должен:
1) знать содержание терминов: скольжение, синхронная скорость, круговое вращающееся магнитное поле, короткозамкнутый ротор, контактные кольца, поток полюса, глубокопазный ротор, двойная «беличья клетка»; способы изменения направления вращения магнитного поля; устройство и области применения двух типов трехфазных асинхронных двигателей; условные обозначения трехфазных асинхронных двигателей на схемах; вид механических характеристик; способы регулирования скорости вращения двигателя;
2)понимать принцип возбуждения многополюсного вращающегося магнитного поля; принцип действия трехфазной асинхронной машины в режимах двигателя, генератора и электромагнитного тормоза; факторы, влияющие на частоту вращения ротора трехфазного асинхронного двигателя; возможность замены трехфазного асинхронного двигателя с вращающимся ротором эквивалентным асинхронным двигателем с неподвижным ротором; аналогию физических явлений в трехфазном асинхронном двигателе с неподвижным ротором и в трансформаторе с резистивной нагрузкой; энергетические преобразования в трехфазном асинхронном двигателе;
3) уметь осуществлять пуск асинхронного двигателя; оценивать величины номинального, пускового и максимального моментов, пускового тока и номинального скольжения по данным каталога.
Приступая к изучению этой темы, необходимо понять условия возбуждения вращающегося магнитного поля.
Изучение асинхронного двигателя надо начинать с его устройства и принципа работы. Необходимо обратить особое внимание на электромагнитные процессы, возникающие в двигателе, как при его пуске, так и в процессе работы. Векторная диаграмма и эквивалентная схема асинхронного двигателя облегчают изучение его работы и используются при выводе основных уравнений. Эксплутационные параметры асинхронного двигателя наглядно демонстрируются при помощи механических и рабочих характеристик.
Механические характеристики имогут быть построены по расчетной формуле вращающего момента:
, (10)
где М - вращающий момент двигателя в ;,,и- сопротивления статорной и роторной обмоток;- число фаз статора;- число пар полюсов;- фазное напряжение статорной обмотки;- скольжение.
По зависимости легко построить характеристику. Механические характеристики могут быть построены и по данным каталога. Известно, что
, (11)
где - критический (максимальный) вращающийся момент двигателя;- скольжение, при котором двигатель развивает критический момент.
Зная отношение критического момента к номинальному и определив номинальный момент как, где- номинальная мощность двигателя;- номинальная скорость вращения ротора, легко получить выражение для.
Рассматривая уравнение (11) для номинального режима и учитывая, что , получим
. (12)
Решая уравнение (12) относительно критического скольжения, получаем
.
Зная ии задаваясь значениямив пределах от 0 до 1, легко построить механическую характеристику, данные, для построения которой получают из уравнения (11).
Характеристика получается из характеристики, учитывая при этом, что
(13)
где об/мин-скорость вращения магнитного поля.
Механические характеристики асинхронного двигателя, изображенные на рис. 16, а и 16, б, показывают свойства двигателя в системе электропривода; пусковые свойства, перегрузочную способность, устойчивость работы.
Рис. 16
Для более полного выявления свойств двигателя служат рабочие характеристики, которые показывают зависимость скорости вращения ротора , вращающего момента М, к.п.д., тока статора и коэффициента мощностиот мощности на валу двигателя. Эти характеристики могут быть рассчитаны по данным каталога или получены в процессе испытания двигателя в лабораторных условиях.
Рабочие характеристики асинхронного двигателя изображены на рис.17.
Рассмотрим примеры решения задач по асинхронным двигателям.
Задача. Номинальная мощность трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором кВт, номинальное напряжениеВ, номинальное число оборотов ротораоб/мин, номинальный к.п.д.и номинальный коэффициент мощности. Кратность пускового тока, а перегрузочная способность двигателя. Определить: 1) потребляемую мощность; 2) номинальный и максимальный (критический) вращающие моменты; 3) пусковой ток; 4) номинальное и критическое скольжения. Построить механические характеристикии
Рис. 17
Решение. Потребляемая мощность
кВт.
Номинальный и максимальный моменты:
.
.
Номинальный и пусковой токи:
А;
А.
Номинальное и критическое скольжения:
;
.
Механические характеристики строятся по уравнению (11):
.
Таблица 2
№ п/п | s | n, об/мин | M, |
1 | 0,053 | 1420 | 67,3 |
2 | 0,4 | 1350 | 104,3 |
3 | 0,175 | 1238 | 121 |
4 | 0,2 | 1200 | 120,5 |
5 | 0,3 | 1050 | 105,3 |
6 | 0,4 | 900 | 88,8 |
7 | 0,5 | 750 | 75,5 |
8 | 0,6 | 600 | 65,2 |
9 | 0,7 | 450 | 57 |
10 | 0,8 | 300 | 50,5 |
11 | 0,9 | 150 | 45,5 |
12 | 1 | 0 | 41,2 |
Задаваясь скольжением s от 0 до 1, подсчитываем вращающий момент. Скорость вращения ротора определяем из уравнения (13). Расчетные данные приведены в табл. 2.
Характеристики, построенные по данным табл. 2, изображены на
рис. 18, а, б.
Рис. 18
- Методические указания
- Для выполнения контрольной работы
- По дисциплине
- «Электротехника и электроника»
- Председатель
- Введение
- Раздел I. Линейные электрические цепи Методы общего анализа линейных электрических цепей.
- Электрические цепи переменного тока. Однофазные цепи.
- Трехфазные цепи.
- Раздел II. Электрические машины и аппараты. Трансформаторы.
- Асинхронные двигатели.
- Литература