logo
Альтернативные источники энергии и возможность их использования в России

4. Политика России в области альтернативных источников энергии

Положительным фактором для развития АИЭ в России является создание законодательной базы. Так, федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена правовая основа применения электрогенерирующих установок на АИЭ, состоящая в праве независимых производителей этой электроэнергии на подсоединение к сетям энергоснабжающих организаций. Государственной Думой и Советом Федерации принят Закон "О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии". Этот правовой акт устанавливает минимально допустимые в современных условиях экономические и организационные основы развития. Ведется разработка федеральной программы по использованию АИЭ. Правительством России в 2003г. принята "Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.". (Российская Газета от 07.10.2003г.). Одним из направлений данного документа является рассмотрение возможностей использования возобновляемых источников энергии.

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива являются:

1. сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов;

2. снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;

3. обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива;

4. снижение расходов на дальнепривозное топливо.

При проведении региональной энергетической политики важное значение имеет оптимальное использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.

Необходимость использования указанных видов энергии определяется их существенной ролью при решении следующих проблем:

1. обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Объем завоза топлива в эти районы составляет около 7 млн. т нефтепродуктов и свыше 23 млн. т угля;

2. обеспечение гарантированного минимума энергоснабжения населения и производства в зонах централизованного энергоснабжения, испытывающих дефицит энергии, предотвращение ущерба от аварийных и ограничительных отключений;

3. снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения.[8]

Неистощаемость и экологическая чистота этих ресурсов обусловливают необходимость их интенсивного использования.