4. Принцип работы двс
Рабочий процесс как 4-тактных, так и 2-тактных двигателей состоит из четырех элементов – газообмена, сжатия, сгорания и расширения. Все эти элементы рабочего процесса в четырехтактных двигателях осуществляются за четыре хода поршня.
При открытом всасывающем клапане и движении поршня от ВМТ к НМТ (рисунок 4, а, линия r - а) цилиндр двигателя наполняется свежей топливно-воздушной смесью (двигатели с внешним смесеобразованием) или воздухом; этот первый ход поршня называется тактом впуска (наполнения). Всасывающий клапан закрывается с запаздыванием, после того как поршень пройдет НМТ и начнет движение к ВМТ. При движении поршня от НМТ к ВМТ (рисунок 4, б, линия а – т - с) осуществляются конец наполнения и сжатие при закрытых клапанах топливно-воздушной смеси до температуры Тс, меньшей температуры воспламенения топлива Тст, (бензиновые и газовые двигатели) или воздуха до температуры Тс, большей температуры самовоспламенения топлива Тст (дизели). Второй ход поршня называется тактом сжатия.
Рисунок 4.1 - Схемы (а — г) и рабочий процесс (д) четырехтактного ДВС: 1 — цилиндр; 2 — поршень; 3, 5 — впускной и выпускной клапаны; 4 — свеча или форсунка; б — шатун; 7 — коленчатый вал
В конце сжатия происходит воспламенение топливно-воздушной смеси от электрической искры (карбюраторные, газовые двигатели) или самовоспламенение впрыснутого в цилиндр дизельного топлива (дизели). Далее поршень перемещается от ВМТ к НМТ при закрытых клапанах, осуществляются процессы сгорания с – z' – z, расширения z – b и при открытом выхлопном клапане – выхлоп b' – b (рисунок 4.1, в). Третий ход поршня называется рабочим.
Затем поршень двигается от НМТ к ВМТ при открытом выхлопном клапане, выталкиваются продукты сгорания (рисунок 4.1, г, линия b – r). Четвертый ход поршня называется тактом выпуска (выталкивания). В конце четвертого хода при открытом выхлопном клапане (он закрывается с запаздыванием после прохождения поршнем ВМТ) с опережением, т.е. до прихода поршня в ВМТ, открывается всасывающий клапан. Таким образом, около ВМТ какой-то период времени открыты одновременно всасывающие и выхлопные клапаны (перекрытие клапанов r' – r – n); в это время осуществляются продувка камеры сгорания цилиндра, ее интенсивная очистка от отработавших газов.
В двухтактном двигателе все четыре элемента рабочего процесса осуществляются за два хода поршня следующим образом. В начале движения поршня от НМТ к ВМТ при открытых продувочных и выхлопных окнах или клапанах (рисунок 4.2, а, б) происходит продувка цилиндра (удаление оставшихся продуктов сгорания и заполнение цилиндра свежим зарядом а – а'). Затем продувочные, выхлопные окна или клапаны закрываются и при дальнейшем движении поршня происходит сжатие заряда (а' - с) до Тс < Тст. (в карбюраторных и газовых двигателях) или до Тс > Тст (в дизелях).
Рисунок 4.2 - Схема (а, б) рабочий процесс (в) двухтактного ДВС: 1 – поршень; 2 – выпускные окна; 3 – выпускной патрубок; 4 – цилиндр; 5,7– продувочные клапаны; 6 - свеча или форсунка; 8 - коленчатый вал- 9; -шатун
Первый ход поршня (а–а'–с) называется тактом сжатия. В конце сжатия топливно-воздушная смесь воспламеняется от электрической искры в бензиновых и газовых двигателях, или впрыскивается дизельное топливо в цилиндр, где оно самовоспламеняется. При движении поршня от ВМТ к НМТ сначала происходит сгорание (с -z' - z), затем расширение (z - b), выхлоп и начало продувки (b'-а).
Второй ход поршня (с –z–а) называется рабочим.
В двухтактном двигателе с кривошипно-камерной продувкой роль продувочного (насоса) агрегата выполняет кривошипная камера.
Сопоставление диаграмм рабочего процесса четырехтактного и двухтактного двигателей показывает, что отличаются они только процессом газообмена, который осуществляется на небольших участках хода поршня, соответствующего основным тактам расширение и сжатия.
Продувка.
Петлевая схема газообмена (рисунок 4.3, а) значительно упрощает конструкцию двигателя, но при этом ухудшается качество газообмена, и возникают потери воздуха или смеси при наполнении. Петлевая схема газообмена отличается большим разнообразием конструктивного выполнения и широко применяется в двигателях различного назначения (от маломощных для мопедов и до крупных мощностью в несколько десятков тысяч киловатт для судов).
Рисунок 4.3 - Схемы газообмена двухтактных двигателей: а – петлевая; б – прямоточная клапанно-щелевая; в – прямоточная с противоположно движущимися поршнями; 1 – впускное окно; 2 – выпускное окно; 3 – поршень; 4 – выпускной клапан
Клапанно-щелевая обеспечивает хорошее качество газообмена (рисунок 4.3, б).
Прямоточная схема газообмена с противоположно движущимися поршнями (рисунок 4.3, в), в которой один поршень управляет впускными окнами, а другой – выпускными, обеспечивает высокое качество газообмена.
Рисунок 4.4 - Двухтактный, двигатель с кривошипно-камерной схемой газообмена: а наполнение кривошипной камеры свежим зарядом; б -сжатие и продувка
Преимущество двухтактных двигателей с кривошипно-камерной схемой газообмена – простота устройства (рисунок 4.4). Однако при данном способе газообмена очистка цилиндра и наполнение его свежим зарядом по сравнению с другими-способами происходят значительно хуже, в результате чего уменьшается мощность и ухудшается экономичность двигателя.
Сравнение рабочих циклов четырех и двухтактных двигателей показывает, что при одинаковых размерах цилиндра и частотах вращения мощность двухтактного двигателя значительно больше. Учитывая увеличение числа рабочих тактов в 2 раза, следовало бы ожидать и увеличения мощности в 2 раза. В действительности мощность двухтактного двигателя увеличивается приблизительно в 1,5—1,7 раза вследствие потери части рабочего объема, ухудшения очистки и наполнения, а также затраты мощности на приведение в действие продувочного насоса.
К преимуществам двухтактных двигателей следует также отнести большую равномерность крутящего момента, так как полный рабочий цикл осуществляется при каждом обороте коленчатого вала (а не за два, как в четырехтактных). Существенным недостатком двухтактного процесса по сравнению с четырехтактным является малое время, отводимое на процесс газообмена. Очистка цилиндра от продуктов сгорания и наполнение его свежим зарядом более совершенно происходят в четырехтактных двигателях. Кроме того, в двухтактном двигателе температурный уровень поршня, крышки, цилиндра и клапанов выше, чем в четырехтактном.
При внешнем смесеобразовании в результате продувки цилиндра горючей смесью она частично выбрасывается через выпускные окна, поэтому двухтактный процесс применяется чаще в дизелях. Исключение составляют мотоциклетные, лодочные и другие двигатели небольшой мощности, для которых большее значение имеет простота и компактность конструкции, чем экономичность.