logo
Канд_минимум / Философия / Лекции + Шпоры / В14

Значение формализации в научном познании

- дает возможностьанализировать, уточнять, оп­ределять и разъяснять (эксплицировать) понятия. Обыденные представления (выражаемые в разговорном языке), хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здра­вого смысла, оказываются неподходящими для научного по­знания в силу их неопределенности, неоднозначности и не­точности.

- приобретает особую роль при анализе доказа­тельств. Представление доказательства в виде последова­тельности формул, получаемых из исходных с помощью точно указанных правил преобразования, придает ему не­обходимуюстрогость и точность.

- служит основой для процессовалгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания. Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация в этом смысле представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы. Но она не имеет ничего общего с абсолютизацией логической формы по отношению к содержанию.

Эвристические возможности, открываемые рекон­струкцией языка научной теории в полностью или частично формализованный язык, обусловлены тем обстоятельством, что формализованные теории — это качественно своеобразный тип концептуальных пост­роений; они представляют собой исчисления, которые благодаря самой структуре и характеру исчислений открывают возможности для получения новых, порой совсем неожиданных следствий путем «чистых вычис­лений». Формализованное знание есть результат сложней­шего творческого процесса. Отталкиваясь от опреде­ленного уровня развития содержательно построенной научной теории, формализация преобразует ее, выяв­ляет некоторые такие ее особенности, которые не были зафиксированы на содержательно-интуитивном уров­не. Именно потому, что формализованная теория не является простым «переводом» содержательно пост­роенной научной теории на искусственный форма­лизованный язык, а предполагает, как правило, до­вольно длительную и сложную работу мышления, «об­ратное движение» от формализованной теории к содержательной нередко дает «прибавку», прирост знания по сравнению с исходной теорией, подверг­шейся формализации. Такое движение заставляет искать содержательные аналоги тем или иным ком­понентам формализованной теории, первоначально вводимым по чисто формальным соображениям (про­стоты, симметричности и т. д.), и привлекает тем са­мым внимание исследователей к таким особенностям теории (и предмета, с ее помощью исследуемого), которые в содержательно построенной теории не были представлены в явном виде. Известно немало примеров возникновения целых научных теории, ис­ходным импульсом к формированию которых дали чисто формальные соображения и преобразования; наиболее известные примеры такого рода — неевк­лидова геометрия и теория групп.