52. Основные теплоносители теплообменных аппаратов
53. Индикаторная диаграмма и принцип работы ДВС при p=const и v=const
Изменение давления газов на протяжении рабочего цикла может быть изображено графически в виде диаграммы, где по горизонтали откладывают отрезок, изображающий в уменьшенном масштабе ход поршня между мертвыми точками. В точках, соответствующих каждому положению поршня, проводят вертикальные отрезки прямых, величины которых пропорциональны давлению газов в этот момент. Соединяя вершины отрезков, можно получить кривую, изображающую изменение давления в цилиндре за один ход поршня.
На рис. 7.4.1 показано изменение давления в цилиндре на протяжении каждого из тактов. Во время такта впуска давление несколько ниже атмосферного. Затем во время такта сжатия давление повышается и в конце такта после воспламенения топлива резко возрастает. Во время такта расширения давление падает. И, наконец, во время такта выпуска давление несколько выше атмосферного. Если наложить кривые, записанные во время каждого из тактов, совместив в. м. т. и н. м. т., то получится замкнутая диаграмма, которая называется индикаторной диаграммой, так как может быть получена при помощи измерительного прибора – индикатора.
Рис. 7.4.1. Индикаторная диаграмма:
а – изменение давления в цилиндре при перемещении поршня; б – изменение давления в цилиндре четырехтактного дизеля на протяжении каждого из тактов; в – индикаторная диаграмма.
Исследование работы реального поршневого двигателя целесообразно производить по диаграмме, в которой дается изменение давления в цилиндре в зависимости от положения поршня за весь
цикл. Такую диаграмму, снятую с помощью специального прибора индикатора, называют индикаторной диаграммой. Площадь замкнутой фигуры индикаторной диаграммы изображает в определенном масштабе индикаторную работу газа за один цикл.
Рис. 7.6.1
На рис. 7.6.1 изображена индикаторная диаграмма двигателя, работающего с быстрым сгоранием топлива при постоянном объеме. В качестве горючего для этих двигателей применяют легкое топливо бензин, светильный или генераторный газ, спирты и др.
При ходе поршня из левого мертвого положения в крайнее правое через всасывающий клапан засасывается горючая смесь, состоящая из паров и мелких частиц топлива и воздуха. Этот процесс изображается на диаграмме кривой 0-1, которая называется линией всасывания. Очевидно, линия 0-1 не является термодинамическим процессом, так как в нем основные параметры не изменяются, а изменяются только масса и объем смеси в цилиндре. При обратном движении поршня всасывающий клапан закрывается, происходит сжатие горючей смеси. Процесс сжатия на диаграмме изображается кривой 1-2, которая называется линией сжатия. В точке 2, когда поршень еще немного не дошел до левого мертвого положения, происходит воспламенение горючей смеси от электрической искры. Сгорание горючей смеси происходит почти мгновенно, т. е. практически при постоянном объеме. Этот процесс на диаграмме изображается кривой 2-3. В результате сгорания топлива температура газа резко возрастает и давление увеличивается (точка 3). Затем продукты горения расширяются. Поршень перемещается в правое мертвое положение, и газы совершают полезную работу. На индикаторной диаграмме процесс расширения изображается кривой 3-4, называемой линией расширения. В точке 4 открывается выхлопной клапан, и давление в цилиндре падает почти до наружного давления. При дальнейшем движении поршня справа налево из цилиндра удаляются продукты сгорания через выхлопной клапан при давлении, несколько превышающем атмосферное давление. Этот процесс изображается на диаграмме кривой 4-0 и называется линией выхлопа.
Рассмотренный рабочий процесс совершается за четыре хода поршня (такта) или за два оборота вала. Такие двигатели называются четырехтактными.
Из описания работы процесса реального двигателя внутреннего сгорания с быстрым сгоранием топлива при постоянном объеме видно, что он не является замкнутым. В нем имеются все признаки необратимых процессов: трение, химические реакции в рабочем теле, конечные скорости поршня, теплообмен при конечной разности температур и т. д.
Рассмотрим идеальный термодинамический цикл двигателя с изохорным подводом количества теплоты (v=соnst), состоящий из двух изохор и двух адиабат.
На рис. 70.2 и 70.3 представлен цикл в - и – диаграммах, который осуществляется следующим образом.
Идеальный газ с начальными параметрами и сжимается по адиабате 1-2 до точки 2. По изохоре 2-3 рабочему телу сообщается количество теплоты . От точки 3 рабочее тело расширяется по адиабате 3-4. Наконец, по изохоре 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние, при этом отводится количество теплоты в теплоприемник. Характеристиками цикла являются степень сжатия и степень повышения давления .
Определяем термический КПД этого цикла, полагая, что теплоемкость и величина постоянны:
.
Количество подведенной теплоты , а количество отведенной теплоты .
Тогда термический КПД цикла
.
Рис. 7.6.2 Рис. 7.6.3
Термический КПД цикла с подводом количества теплоты при постоянном объеме
. (7.6.1) (17:1)
Из уравнения (70.1) следует, что термический КПД такого цикла зависит от степени сжатия и показателя адиабаты или от природы рабочего тела. КПД увеличивается с возрастанием и . От степени повышения давления , термический КПД не зависит.
С учетом – диаграммы (рис. 70.3) КПД определяем из соотношения площадей:
= (пл. 6235—пл. 6145)/пл. 6235 = пл. 1234/пл. 6235.
Очень наглядно можно проиллюстрировать зависимость КПД от увеличения на – диаграмме (рис. 7.70.3).
При равенстве площадей подведенного количества теплоты в двух циклах (пл. 67810=пл. 6235), но при разных степенях сжатия КПД будет больше у цикла с большей степенью сжатия, так как в теплоприемник отводится меньшее количество теплоты, т. е. пл. 61910<пл. 6145.
Однако увеличение степени сжатия ограничивается возможностью преждевременного самовоспламенения горючей смеси, нарушающего нормальную работу двигателя. Кроме того, при высоких степенях сжатия скорость сгорания смеси резко возрастает, что может вызвать детонацию (взрывное горение), которая резко снижает экономичность двигателя и может привести к поломке его деталей. Поэтому для каждого топлива должна применяться определенная оптимальная степень сжатия. В зависимости от рода топлива степень сжатия в изучаемых двигателях изменяется от 4 до 9.
Таким образом, исследования показывают, что в двигателях внутреннего сгорания с подводом количества теплоты при постоянном объеме нельзя применять высокие степени сжатия. В связи с этим рассматриваемые двигатели имеют относительно низкие КПД.
Теоретическая полезная удельная работа рабочего тела зависит от взаимного расположения процессов расширения и сжатия рабочего тела. Увеличение средней разности давлений между линиями расширения и сжатия позволяет уменьшить размеры цилиндра двигателя. Если обозначить среднее давление через то теоретическая полезная удельная работа рабочего тела составит
.
Давление называют средним индикаторным давлением (или средним цикловым давлением), т. е. это условное постоянное давление, под действием которого поршень в течение одного хода совершает работу, равную работе всего теоретического цикла.
Цикл с подводом количества теплоты в процессе
Изучение циклов с подводом количества теплоты при постоянном объеме показало, что для повышения экономичности двигателя, работающего по этому циклу, необходимо применять высокие степени сжатия. Но это увеличение ограничивается температурой самовоспламенения горючей смеси. Если же производить раздельное сжатие воздуха и топлива, то это ограничение отпадает. Воздух при большом сжатии имеет настолько высокую температуру, что подаваемое в цилиндр топливо самовоспламеняется без всяких специальных запальных приспособлений. И наконец, раздельное сжатие воздуха и топлива позволяет использовать любое жидкое тяжелое и дешевое топливо – нефть, мазут, смолы, каменноугольные масла и пр.
Такими высокими достоинствами обладают двигатели, работающие с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении. В них воздух сжимается в цилиндре двигателя, а жидкое топливо распыляется сжатым воздухом от компрессора. Раздельное сжатие позволяет применять высокие степени сжатия (до ) и исключает преждевременное самовоспламенение топлива. Процесс горения топлива при постоянном давлении обеспечивается соответствующей регулировкой топливной форсунки. Создание такого двигателя связывают с именем немецкого инженера Дизеля, впервые разработавшего конструкцию подобного двигателя.
Рассмотрим идеальный цикл двигателя с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении, т. е. цикл с подводом количества теплоты при постоянном давлении. На рис. 70.4 и 70.5 изображен этот цикл в и диаграммах. Осуществляется он следующим образом. Газообразное рабочее тело с начальными параметрами , , сжимается по адиабате 1-2; затем телу по изобаре 2-3 сообщается некоторое количество теплоты . От точки 3 рабочее тело расширяется по адиабате 3-4. И наконец, по изохоре 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние, при этом в теплоприемник отводится теплота .
Характеристиками цикла являются степень сжатия и степень предварительного расширения .
Определим термический КПД цикла, полагая, что теплоемкости и и их отношение постоянны:
.
Количество подведенной теплоты
,
количество отведенной теплоты
Термический КПД цикла
Рис. 7.6.4 Рис. 7.6.5
Среднее индикаторное давление в цикле с подводом теплоты при определяется из формулы
Среднее индикаторное давление увеличивается с возрастанием и .
Цикл с подводом количества теплоты в процессе при и , или цикл со смешанным подводом количества теплоты.
Двигатели с постепенным сгоранием топлива при имеют некоторые недостатки. Одним из них является наличие компрессора, применяемого для подачи топлива, на работу которого расходуется 6–10% от общей мощности двигателя, что усложняет конструкцию и уменьшает экономичность двигателя. Кроме того, необходимо иметь сложные устройства насоса, форсунки и т. д.
Стремление упростить и улучшить работу таких двигателей привело к созданию бескомпрессорных двигателей, в которых топливо механически распыляется при давлениях 50–70 МПа. Проект бескомпрессорного двигателя высокого сжатия со смешанным подводом количества теплоты разработал русский инженер Г. В. Тринклер. Этот двигатель лишен недостатков обоих разобранных типов двигателей. Жидкое топливо топливным насосом подается через топливную форсунку в головку цилиндра в виде мельчайших капелек. Попадая в нагретый воздух, топливо самовоспламеняется и горит в течение всего периода, пока открыта форсунка: вначале при постоянное объеме, а затем при постоянном давлении.
Идеальный цикл двигателя со смешанным подводом количества теплоты изображен в – и – диаграммах на рис. 70.6 и 70.7.
Рис. 7.6.6 Рис. 7.6.7
Рабочее тело с параметрами , , сжимается по адиабате 1-2 до точки 2. По изохоре 2-3 к рабочему телу подводится первая
доля теплоты . По изобаре 3-4 подводится вторая доля теплоты .
От точки 4 рабочее тело расширяется по адиабате 4-5. И наконец, по изохоре 5-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние – в точку 1, при этом отводится теплота в теплоприемник. Характеристиками цикла являются степень сжатия , степень повышения давления и степень предварительного расширения .
Определим термический КПД цикла при условии, что теплоемкости , и показатель адиабаты постоянны:
Первая доля подведенного количества теплоты
.
Вторая доля подведенного количества теплоты
.
Количество отведенной теплоты
Термический КПД
.
- 2. Основные термодинамические параметры состояния.
- 3.Теплота и работа
- 4.Уравнение состояния идеальных газов.
- 5.Первый закон термодинамики.
- Аналитическое выражение первого закона термодинамики.
- Энтальпия.
- Теплоемкость газов. Энтропия.
- 6. Второй закон термодинамики.
- 7. Термодинамические процессы идеальных газов (изобарный, изотермический, изохорный)
- 8. Термодинамические процессы идеальных газов (политропные, адиабатные)
- 9. Термодинамический кпд и холодильный коэффициент циклов.
- 10. Прямой обратимый цикл Карно.
- 11. Обратный обратимый цикл Карно.
- 12. Циклы паротурбинных установок. Циклы Ренкина на насыщенном и перегретом паре.
- 13. Классификация холодильных установок, хладагенты и требования к ним.
- 14. Основные виды переноса теплоты
- 15. Конвективный теплообмен. Виды движения теплоносителей.
- 16. Классификация теплообменных аппаратов. Теплоносители.
- 17. Расчет рекуперативных Теплообменных аппаратов.
- 18. Типы тепловых электростанций. Классификация.
- 19. Технологический процесс преобразования химической энергии топлива в электроэнергию на тэс.
- 20. Классификация атомных реакторов
- 21. Устройство о ядерных реакторов различного типа
- 22. Ресурсы, потребляемые аэс, ее продукция, отходы производства
- 23. Технологические схемы производства электроэнергии на аэс.
- 24. Паровые турбины. Устройство паровой турбины
- 25. Проточная часть и принцип действия турбины
- 26.Типы паровых турбин и область их использования
- 27. Основные технические требования к паровым турбинам и их характеристики
- 29. Гту с изохорным подводом теплоты. Термодинамический кпд и работа цикла с изохорным подводом теплоты. Достоинства и недостатки гту.
- 30. Пгу. Их классификация. Достоинства и недостатки.
- 31. Котельные установки. Общие понятия и определения
- 32. Классификация котельных установок.
- 33. Каркас и обмуровка котла.
- 34. Тепловой и эксергетический балансы котла. Составляющие приходной части теплового баланса.
- 35. Общее уравнение теплового баланса ку. Составляющие расходной части теплового баланса.
- 36. Схемы подачи воздуха и удаления продуктов сгорания
- 37. Естественная и искусственная тяга. Принцип работы дымовой трубы.
- 38. Паросепарирующие устройства котлов
- 39. Пароперегреватели. Назначение, устройство, виды.
- 40. Водяные экономайзеры ку. Назначение, конструкция, виды
- 41. Воздухоподогреватели ку. Назначение, конструкция, виды
- 42. Топливо, состав и технические характеристики топлива Понятие условного топлива, высшей и низшей теплоты сгорания
- 43. Классификация систем теплоснабжения и тепловых нагрузок
- 44. Тепловые сети городов
- 45. Теплоэлектроцентрали. Преимущества раздельной и комбинированной выработки электроэнергии и тепла
- 47. Классификация нагнетателей. Области применения
- 48. Производительность, напор и давление, создаваемые нагнетателем
- 49. Мощность и кпд нагнетателей. Совместная работа насоса и сети.
- 50. Классификация двигателей внутреннего сгорания.
- 52. Основные теплоносители теплообменных аппаратов
- 54. Устройство двс. История развития и параметры работы двс Отличия реальной и идеальной индикаторных диаграмм двс.
- 55. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии
- 56. Прямое преобразование солнечной энергии. Солнечные водоподогреватели.
- 57. Подогреватели воздуха. Солнечные коллекторы.
- 58. Преобразование солнечной радиации в электрический ток
- 59. Гидроэнергетика. Основные принципы использования энергии воды. Устройство русловой гэс
- 60. Приливные электростанции
- 61.Ветрогенераторы. Возможность применения. Устройство и категории ветрогенераторов.
- 62. Типы ветрогенераторов. Установки с горизонтальной осью вращения. Преимущества и недостатки.
- 63. Типы ветрогенераторов. Установки с вертикальной осью вращения. Преимущества и недостатки.
- 64. Водородная энергетика
- Принцип работы топливного элемента: