logo
Акустический расчет зрительного зала

6. Расчёт артикуляции в зрительном зале

Акустические качества музыкальных залов оперы и балета оцениваются такими критериями, как ясность, пространственность, громкость, тембр музыкального звучания.

Исходные данные:

1) форма и размеры зала;

2) время реверберации звука

3) расчетный уровень громкости речи

4) предполагаемый уровень мешающего шума

Р (процент артикуляции)=96*К1234, %

К1 - коэффициент, учитывающий влияние уровня громкости

L p = 70 дБ - уровень громкости

К2 - коэффициент, зависящий от реверберации звука (рис. 20б)

К3 - коэффициент, учитывающий влияние постороннего шума

L б = 40 дБ, определяется = = 0, 59

К4 - коэффициент, учитывающий влияние формы и размеров зала

К4 = 1

Р>85% - отличная разборчивость;

75<P<85% - хорошая реверберация;

65<P<75% - удовлетворительная реверберация;

P<65% - неудовлетворительная реверберация.

Таблица 4.4. Расчет артикуляции звука в зрительном зале

Расчетные величины

Един. изм.

Значение расчетных величин

0

50

70

100

Коэф. К1 L p = 70 дБ

-

1

1

1

1

Время реверберации

с

2,3

1,8

1,7

1,5

Коэф. К2

-

0,9

0,92

0,95

0,96

Коэф. К3

-

0,77

0,77

0,77

0,77

Коэф. К4

-

1

1

1

1

Артикуляция Р

%

66,5

68

70,2

71

В данном зале артикуляция удовлетворительна.

В данном курсовом проекте представлена разработка зала многоцелевого назначения вместимостью 700 человек. План, разрез и развертка стен приведены в графической части проекта.

Общий объем зала -4589м3.

Удельный объем, приходящийся на одного слушателя - 6,5 м3.

Габаритные размеры: 18*10*27 метров.

Форма зала выбрана исходя из требований обеспечения наибольшей диффузности звука (трапециевидная, уклон боковых стен - 6°).

Пол имеет подъем, начиная с 7 ряда, - 1,3 м, выполненный в виде наклонной плоскости, на которой располагаются кресла.

Отделка поверхностей принята в соответствии с расчетом оптимального времени реверберации.

Для отделки и украшения зала использованы различные материалы. Потолок запроектирован из сухой штукатурки. Стены зала оштукатурены и покрашены масляной водоэмульсионной краской. Материал пола паркет.

Что касается расположения самого здания и зала в нем, то для того, чтобы уровень проникающих шумов не превышал допустимого значения, необходимо предусмотреть ряд шумозащитных мероприятий. Крайне нежелательно располагать здание на шумной магистрали. Если такое расположение невозможно, то здание должно отступать от красной линии застройки. Внутренняя планировка здания должна быть такова, чтобы зал находился возможно дальше от шумных проездов и других сильных источников шума, а между залом и улицами располагались вспомогательные помещения. Помещения с шумным оборудованием не должны примыкать к залу и другим помещениям, требующим защиты от шума. Для повышения изоляции между коридорами и залом входы в зал должны иметь плотно закрывающиеся двери. Лучшая звукоизоляция достигается путем устройства тамбуров с двумя дверьми.