Лекция 5, 6 Тема: Цикл парового двигателя Папена Этап отделения теплового двигателя от рабочей машины
Создание паровой машины в Англии принято приписывать Джеймсу Уатту, в нашей стране – Ивану Ползунову, во Франции Дени Папену, в других странах тоже есть свои кандидатуры. Не умаляя заслуг как Д. Уатта, И. Ползунова, так и многих других изобретателей, следует признать, что универсальная паровая машина – была одним из первых интернациональных изобретений. Труд по её созданию растянулся почти на 150 лет, и сопровождался многими ошибками и заблуждениями. Связывать поворотные моменты в развитии техники, да, пожалуй, и науки, с каким-либо одним именем задача неблагодарная. Мы остановимся ниже только на наиболее известных результатах и участниках данного процесса. При желании получить более подробные сведения, читатель может обратиться к специальной литературе по истории техники.
В середине XVII в. одним из наиболее актуальных и энергоёмких технологических процессов являлось осушение шахт, поэтому изначально тепловую энергию стремились использовать для подъёма воды. Первые шаги в данном направлении, предпринятые во второй половине XVII в. были малоудачными, слишком мал был опыт и ограничены знания. Предпринимались (не делая особого различия между паром и газом) неудачные попытки построения как газовых, так паровых установок.
В тот период наибольшее внимание уделялось воздушно-пороховым двигателям (собственно термин – двигатель здесь может быть применён весьма условно), изобретатели того времени пользовались термином «пороховая машина». Идея такого двигателя заключалась в том, что в цилиндр под поршнем помещался небольшое количество пороха. Сгорая, порох нагревал газ, и поршень поднимался. Обратный ход поршня совершался в процессе охлаждения газов. При этом путём охлаждения газов пытались получить под поршнем глубокий вакуум.
Напомним, что над изобретателями довлела идея использования для получения работы атмосферного давления. Сегодня мы знаем, что для осуществления подобного цикла воздух надо охлаждать до криогенных температур — тогда этого ещё не знали, не понимали и разницы между процессами охлаждения и конденсации. Безуспешные попытки создания подобного двигателя принимал выдающийся голландский математик, физик и астроном Христиан Гюйгенс, известный нам трудами в области теории волн, изобретатель маятника, открывший спутники Сатурна. То, что он потерпел неудачу с тепловым двигателем, лишний раз говорит о сложности данной задачи. Тем не менее, Гюйгенс оставил след в современной теплотехнике – он установил реперные точки температурной шкалы (100 °С – кипение воды: 0 °С – таяние льда).
Лучше других в ту пору к пониманию свойств водяного пара приблизился французский врач Дени Папен. Знакомство с Гюйгенсом пробудило в нём интерес к физическим исследованиям. Папен оставил медицинскую практику и переселился в 1675 г Лондон, где работал вместе с Бойлем, изучая атмосферное давление. Одновременно он занялся исследованием зависимости температуры парообразования от давления. Для обеспечения указанных опытов в 1680 г Папену «пришлось» изобрести паровой котёл — замкнутый толстостенный сосуд с внешним нагревом, снабжённый предохранительным клапаном с рычажной нагрузкой (такое устройство впоследствии получило название «папенов котёл»). В результате своих опытов с паром Папен в 1688 г экспериментально установил связь температуры кипения и давления водяного пара. (Окончательно зависимость температуры парообразования от давления Папен публикует только в 1691 г) Однако Папен своевременно не обратил должного внимания на свои открытия и изобретение и не сумел их практически использовать. С 1688 г он переезжает в Германию (г. Касселе), где приступает к опытам по усовершенствованию пороховой машины Гюйгенса.
Папен упорно и безрезультатно пытается создать работоспособный пороховой двигатель, использующий давление атмосферного воздуха. На рис. 1.1 дана схема одного из его последних предложений. Обратите внимание
на то, что верхней части цилиндра имеется расширение А. Зачем оно? Оказывается для того, чтобы сбросить «излишнее давление пороховых газов!». Зачем? Да потому, что, по мнению изобретателя, рабочий ход – это движение поршня вниз, осуществляемое под действием атмосферного давления на верхнюю поверхность поршня. Движение поршня вверх – это только подготовка к работе. Далеко не единичный случай в технике, когда из-за «целеустремлённости» в решении поставленной задачи не замечается, казалось бы, очевидное. Можно недоумевать и задавать много вопросов – почему не сделали, так или иначе. К сожалению, необходимость преодоления массовых заблуждений, преследует человечество, и не только на путях развития техники.
Рис. 1.1. Пороховая машина Папена
Из работ Папена следует, что он имел достаточно правильные представления о процессах в газовом двигателе, его описание последовательности этих процессов в основном соответствует современным представлениям. Он ставил перед собой также задачу создания непрерывно работающего универсально двигателя, предлагал конструктивные решения для перехода от поступательного движе- ния к вращательному. Однако техническая реализация идей Папена были крайнее слабы, даже для его времени. Приведём только один пример, пытаясь совместить все термодинамические (в современной терминологии) процессы в пределах одноцилиндра двигателя, Папен в одной из своих конструкций предлагает на стадии подвода тепла подносить к цилиндру жаровню с углями, а на стадии охлаждения – её убирать. До конца жизни Папен оставался не больше чем физиком, плохо ориентирующемся в практике решения технических задач.
В самом конце XVII века. Папен опять обращается к паровому двигателю. В 1698 г он, основываясь на своих работах по парообразованию и конденсации под поршнем, даёт описание цикла работы парового двигателя, которое практически соответствуют современным представлением. В то время научные интересы Папена совпадают с практическими целями и интересами французского инженера-изобретателя Томаса Савери. Савери находит конкретный путь реализации мыслей и идей Попена. В 1698 г он при поддержке и консультациях Папена, запатентовал паровой насос, схема которого представлена на рис. 1.2. Данная установка стала первым паровым двигателем, нашедшим применение в промышленности.
Рис. 1.2. Принцип действия водоподъёмника Савери (1698 г)
1 – паровой котёл; 2– предохранительный клапан; 3– паровой клапан;
4 – камера насоса; 5,6 – обратные клапаны на линии воды;
7 – кран на подаче охлаждающей воды; 8 – подпиточный кран.
Согласно приведенной схеме, пар генерируется в котле 1, снабженном предохранительным клапаном 2. Далее через клапан 3 пар поступает в камеру 4, заполненную водой. В этот момент клапан 5 на водной магистрали открыт, а клапан 6 закрыт. Под действием давления пара вода из камеры 4 вытесняется и через обратный клапан 5 по водной магистрали подаётся наверх, обратный клапан 6 при этом закрыт давлением, воды. Когда вода из резервуара полностью вытесняется, клапан 3 закрывают и одновременно открывают кран 7, через который на камеру 4 (снаружи) подаётся с верхнего уровня охлаждающая вода. Благодаря охлаждению, пар в камере 4 конденсируется, при этом создаётся вакуум. Под действием вакуума открывается клапан 6, камера заполняется водой, подсасываемой с нижнего уровня. Далее процесс повторяется. Для подпитки котла из-за убыли воды с паром служит кран 8.
Рассматривая схему установки Савери, приходим к выводу, что термодинамически в ней всё сделано правильно. Сопоставим её с известными нам схемами современных установок. Процесс подвода тепла к циклу у Савери выделен в отдельный агрегат – паровой котёл, а вот процессы совершения работы и конденсация пара совмещены и последовательно реализуются в одном и том же элементе установки. У Савери таким элементом является камера 4. Далее появились другие конструкции, но малоэффективное совмещение работы и конденсации в одном элементе тиражировалось на протяжении почти 80 лет – пока Д. Уатт не догадался вынести процесс конденсации в отдельный агрегат.
Савери создал собственную фирму, которая начала выпускать паровые насосы по его патенту. Несмотря на их громоздкость, сложности эксплуатации и крайне низкую экономичность, паровые насосы оказались востребованы рынком. Их производство успешно развивалось.
Вернёмся снова к имени Д. Папена. В условиях, когда работающий паровой насос становится технической реальностью, Папен в 1707г. предлагает комбинированную установку непрерывного действия, основанную на сочетании водоподъёмника периодического действия и непрерывно, работающего водяного колеса. Эта идея Панена была позже использована, подобные двигатели строились в XVIII в. Один из примеров дан на рис. 1.3. Историки техники упрекают Папена за то, что незадолго до смерти (Папен умер в 1712 г) он сделал шаг назад, отказавшись от идеи создания непрерывно работающего теплового двигателе. Нам же кажется, что он сделал шаг вперёд, впервые предложив комбинированную парогидравлическую энергетическую установку.
Рис. 1.3. Схема водоподъёмной установки Ньюкомена-Коули (1710 г)
1 – паровой котёл с топкой; 2– предохранительный клапан; 3 – паровой клапан; 4 – цилиндр; 5 – поршень; 6 – бак с холодной водой; 7 – кран на подаче охлаждающей воды в цилиндр; 8 – балансиры; 9 – цепи; 10 – противовес; 11 – штанга-привод.
Выходя за рамки технических вопросов, остановимся на одном обстоятельстве, далее оказывавшем существенное влияние на ход технического прогресса. На рубеже XVII–XVIII веков в Англии создаётся институт патентов, что породило массу патентных споров и ограничений. Мы видим, что Савери изобрёл водоподъёмник, однако, формулировка его патента была примерно следующей: «новое изобретение для подъёма воды и получения движения для всех видов производства при помощи движущей силы огня», и далее «...для фабрик всех видов, которые не могут использовать водяную
силу или постоянную работу ветра». Нам остаётся только порадоваться, что патент Савери действовал в Англии только до 1720 г. Ясно, что на этом протяжении всё новое, что предлагалось в области тепловых двигателей, подпадало под действие патента Савери, всячески преследовалось им и подавлялось юридически.
В конкурентной борьбе был и другой приём. В 1705 г Ньюкомен и Коули предложили значительно более эффективный способ использования силы пара. Савери тотчас включает их в состав учредителей своей фирмы и авторов своего патента. Фирма, на имя которой был выдан в том же 1705 г патент, уже носила название «Ньюкомен-Коули-Савери».
Так у нас появляются имена, с которыми будет связано почти столетие развития тепловых двигателей: «Ньюкомен с помощником Коули», как пишется обычно в исторической литературе. Кто же они такие? Некоторые английские авторы умиляются, что Ньюкомен был «простым кузнецом», а Коули – то ли «водопроводчиком», то ли «лудильщиком». (Несколько позже у нас будет возможность писать о нашем соотечественнике – «солдатском сыне»). Сейчас же вернёмся к англичанам. Известно, что Томас Ньюкомен был владельцем фирмы по изготовлению кузнечных изделий (что не мешало ему, возможно, быть хорошим кузнецом). По роду своей коммерческой деятельности он часто бывал на английских рудниках, где познакомился с работой паровых насосов Савери, оценил их полезность в горной промышленности. Что касается Коули (нам не удалось узнать из литературы, как его звали), то можно предположить, что в эпоху господства гидравлического двигателя, термин «водопроводчик» был однозначен современному – гидротехник. То, что он был «лудильщиком» указывает, что умел работать руками. Наверное, Коули был достаточно компетентен в технике, иначе его вряд ли включили бы в состав совладельцев патента и в состав учредителей фирмы. (Существует мнение, что Ньюкомен оказывал больше финансовую поддержку предприятию, а Коули – техническую). В независимости от этого оба они, скорее всего, были знакомы с изданной в 1702 г книгой Савери «Друг горняка», содержащей подробное описание изобретения последнего и явившейся, надо полагать, отправной точкой в совместной творческой деятельности Ньюкомена и Коули. Для нас важно другое – безусловно, оба были
талантливыми изобретателями, а предложенное ими техническое решение значительно улучшало паровой насос Савери.
Существо предложения Ньюкомена-Коули показано на схеме, представленной на рис. 1.3. Здесь, так же как у Савери, пар генерируется в котле с топкой 1, причём котёл снабжён предохранительным клапаном 2. Собственно на этом сходство и кончается, далее начинаются отличия. Установка имеет цилиндр 4, в котором перемещается поршень 5. Поршень цепью 8 связан с балансиром 9. На противоположном конце балансира, также на цепи подвешен груз
а ниже штанга 11, осуществляющая привод насоса (или другого механизма). Под действием груза поршень поднимается в верхнее положение и образующееся под ним пространство через открытый клапан 3 заполняется паром. После достижения поршнем верхней точки клапан 3 закрывают, открывая одновременно клапан 6, через который в цилиндр подаётся холодная вода, обеспечивающая конденсацию пара. В результате конденсации пара под поршнем создаётся вакуум и под действием атмосферного давления поршень опускается в низ, поднимая груз 10 и связанную с ним штангу-привод
совершая рабочий ход. Далее процесс повторяется.
В чем же здесь принципиальные отличия от установки Савери? Прежде всего, в установке появился цилиндр с поршнем. В результате тепловой процесс получения работы отделён от насоса. Последний находится за пределами представленной нами схемы. Во-вторых, применен процесс смешивающей конденсации, безусловно, более эффективный, чем поливание водой на стадии конденсации, как это предусматривал Савери. Действительно, в таком случае не приходится тратить тепло на охлаждение корпуса цилиндра и преодоление его термического сопротивления. Наши рассуждения находятся на уровне современных знаний, чем руководствовались Ньюкомен и Коули можно только догадываться. Интуицией или «матерью интуиции» – опытом?
Заметим, что приведенная нами схема установки датирована 1710 годом. В более ранних установках (1705 г) Ньюкомен-Коули предлагали выполнить цилиндр с двойными стенками и подавать охлаждающую воду в пространство между стенками. Значит все-таки, наверное, опыт? Ещё одно принципиальное отличие – рабочий орган теплового двигателя (поршень), связан с нагрузкой (насосом)
кинематическим механизмом (балансиром с цепями). У нас может возникнуть недоуменный вопрос – зачем нужен груз 10. Казалось бы, значительно проще поднять поршень в верхнее положение за счёт давлением пара. Это нам сейчас такое решение представляется очевидным, иначе было в начале XVIII века.
Рассмотрим атмосферный цикл парового двигателя и сравним его с циклами избыточного давления с позиции современных знаний и представлений. На рис. 1.4 в Р, V-координатах представлены соответствующие циклы. Идеальные циклы имеют форму прямоугольников 1-2-3-4, в них вписаны индикаторные диаграммы реальных циклов, полученные с учётом внешних теплопотерь, утечек рабочего тела, потерь давления из-за диссипации (рассеивания) энергии. Цикл А соответствует атмосферной тепловой машине. В нём процесс 1-2 соответствует подъёму поршня и заполнения пространства цилиндра паром. Давление пара незначительно выше атмосферного давления. Обычно в паровых машинах Ньюкомена оно составляло 0,106 МПа., хотя в машинах Савери достигало иногда и 0,3 МПа. Процесс 2-3 отвечает начальной стадии конденсации, пока поршень не начал движения под действием атмосферного давления. Вакуум при конденсации принят нами на уровне примерно 0,05 МПа, что соответствует техническим возможностям, существовавшим в XVII веке. Процесс 3-4 связан с опусканием поршня под действием атмосферного давления в условиях конденсации находящегося под поршнем пара. Процесс 4-1 восстановление давления пара под поршнем при открытии парового клапана 3 (см. рис. 1.2). Собственно рабочим ходом является процесс 3-4.
Рис. 1.4. Циклы паровых машин
А – атмосферная паровая машина; Б – паровая машина избыточного давления;
В – оптимальный цикл паровой машины.
Циклы избыточного давления Б и В представлены при начальном давлении пара 0,3 МПа, что соответствует примерно уровню давления, доступному только столетие спустя. При этом цикл Б подразумевает расширение до давления близкого к атмосферному, а цикл В расширение до такого же вакуума, как и цикл А. Из современной термодинамики нам известно, что в Р, V-координатах площадь, ограниченная кривой замкнутого термодинамического цикла, пропорциональна технической работе, получаемой при реализации цикла. Из приведенных графиков наглядно видно, что циклы Б, и особенно В существенно эффективнее, чем цикл А. Современные расчётные оценки показывают, что при технических возможностях конца XVIII в. нельзя было рассчитывать на получение к. п. д. в цикле А много выше 1 %, а у первых двигателей Савери и Ньюкомена к. п. д. находился примерно на уровне 0,2. ..0,3%.
В XVIII в. понимание этого обстоятельства отсутствовало – не было соответствующих научных данных, хотя эмпирически положительное влияние повышения давления уже нащупывалось. Кроме того, были определённые технические трудности при создании избыточного давления. В частности, одна из таких технических трудностей была связана с тем, что котлы при повышении давления начали взрываться. Вообще периодические взрывы паровых котлов стали мрачной реальностью для теплотехники на долгие годы, вплоть до конца XIX столетия.
Однако вернёмся к началу XVIII в. В 1711–1712 гг. фирма «Ньюкомен-Коули-Савери» освоила производство паровых насосов, и они стали широко внедряться для осушения шахт, в системах водоснабжения и др. В частности, уже в 1717—1718 гг. в Санкт-Петербурге по указу Петра 1 была построена паронасосная установка Ньюкомена для фонтанов Летнего сада. Постепенно последние два имени изобретателей перестали употребляться. Нам не известно, связано данное обстоятельство со стремлением сократить название, со смертью соавторов (Савери умер в 1715 г) или с чем-то другим, только в дальнейшем уже говорили (и писали) – паронасосная установка Ньюкомена. Так будем называть её далее и мы.
После окончания действия патента Ньюкомен-Коули-Савери в 1720 году в Европе появился целый ряд новых проектов (в Швеции, Австрии и других странах). В 1715 г Дезагюлье предложил разбрызгивание воды для интенсификации процесса конденсации внутри цилиндра; в 1718 г Бейтон сконструировал парораспределительный механизм для установки Ньюкомена; в 1724 г Леупольд дал эскиз насосной установки избыточного давления с двумя цилиндрами. Появился ряд предложений получения непрерывной работы от установки Ньюкомена с помощью различных технических приёмов: суммирование работы двух цилиндров, работающих попеременно (Леупольд, 1724 г); грузовое аккумулирование (Гуль, 1737 г); зубчатая рейка с храповым механизмом (Фицжеральд, 1750 г) и др. Однако все новые установки практически повторяли основные принципы Ньюкомена, и вводимые изменения не носили принципиального характера. Не надо думать, что все новые проекты были лучше насоса Ньюкомена. Ряд новых проектов оказывались крайне неудачными, так в отсутствии теории эмпирически нащупывались правильные решения.
Главным результатом последующего этапа явилось накопление опыта эксплуатации и расширение объёма опытной информации. К сожалению, «официальная» наука с большим пренебрежением относилась к нарастающему объёму новых экспериментальных данных. Практика ставила под сомнение теорию теплорода, уже показывала принцип сохранения энергии и др. Официальна наука отметала домыслы «неучей». В этой связи голоса отдельных наиболее ярких учёных, глохли в общенаучном схоластическом хоре и потому мало влияли на развитие техники. Одной из таких ярких личностей той поры был наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, который очень пренебрежительно относился к теории теплорода, высказывая мысли, позже ставшие основой кинетической теории материи, он также близко подошел к пониманию закона сохранения энергии.
- История теплоэнергетики
- Содержание
- История теплоэнергетики
- Лекция 1. Тема: Энергия и энергетика
- Виды энергии и развитие человеческого общества
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 2 Тема: Количественные показатели энергетики
- Естественные ресурсы
- Предпосылки развития гидроэнергетики
- Водяные колеса
- Гидравлический двигатель
- Гидроэнергетика и теплоэнергетика
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 3, 4.
- Тема: Предпосылки возникновения теплоэнергетики
- Источники тепловой энергии
- Процесс перехода от гидроэнергетики к теплоэнергетики
- Начальный период развития теплового двигателя
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 5, 6 Тема: Цикл парового двигателя Папена Этап отделения теплового двигателя от рабочей машины
- Лекция 7,8. Тема: Появление универсального парового двигателя Революция в промышленности в середине XVIII в. Первые практические действующие универсальные паровые машины
- Специализация паросиловых установок и дальнейшее развитие паровых машин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 9. Тема: Паровой котел
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 10. Тема: Возникновение парового транспорта
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Тема: Двигатели внутреннего сгорания
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 12. Тема: Паровая турбина
- Газовая турбина
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 13,14. Тема: Тепловые машины и их влияние на окружающую среду
- Развитие первичной энергетики в связи с электрификацией
- Вопросы для самопроверки Лекция 15. Тема: Развитие котлостроения
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 16. Тема: Развитие паровых турбин
- Развитие гидравлических турбин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 17,18. Тема: Развитие тепловых электростанций
- Развитие гидроэлектростанций
- Вопросы для самопроверки
- Темы для рефератов
- Литература