Лекция 9. Тема: Паровой котел
В первых паровых котлах применялся пар атмосферного давления. Прототипами паровых котлов послужила конструкция пищеварительных котлов, откуда и возник сохранившийся до наших дней термин «котел».
Рост мощности паровых двигателей вызвал к жизни и поныне существующую тенденцию котлостроения: увеличение паропроизводительности – количества пара, производимого котлом в час.
Для достижения этой цели устанавливали по два-три котла для питания одного цилиндра. В частности, в 1778 году по проекту английского машиностроителя Д. Смитона была сооружена трехкотельная установка для откачивания воды из Кронштадских морских доков [2].
Однако если рост единичной мощности паросиловых установок требовал повышения паропроизводительности котлоагрегатов, то для увеличения КПД требовалось повышение давления пара, для чего были нужны более прочные котлы. Так возникла вторая и поныне действующая тенденция котлостроения: увеличение давления. Уже к концу XIX века давление в котлах достигало 13-15 атмосфер [3].
Появление паровых машин обусловило возникновение такой новой и самостоятельной отрасли теплоэнергетики как котлостроение. Прототипами для котлов паровых машин атмосферного типа, применявшихся до XIX века, служил обычный варочный котёл – отсюда пошло их название. Совершенствование паровой машины требовало повышения давления пара и увеличения паропроизводительности котлов. Эти требования представлялись противоречивыми. Для увеличения давления наиболее приемлемой является форма шара, но при этом наружная поверхность минимальна, следовательно, удельная паропроизводительность такого котла минимальна – приходилось ставить на одну паровую машину по два–три и более котлов, что было, конечно, крайне неудобно.
Напрашивалось – отступить от шарообразной формы и перейти к следующей по прочности после шара форме – цилиндрической. Она позволяла, увеличивая длину цилиндра, относительно просто увеличивать паропроизводительность. Для того чтобы отступить от «классической формы котла необходима была смелость и решительность. Первым здесь оказался наиболее последовательный приверженец высокого давления в паровой машине американец О. Эванс. В 1801 г он построил паросиловую установку, в которой первым применил цилиндрический котёл с встроенной внутри, тоже цилиндрической, топкой (см. рис.1, Б). На таком котле было получено небывалое для того времени давление, порядка 0,8 МПа. Это случилось в ту пору, когда 0,4 МПа считалось высоким давлением. Далее топку стали располагать перед цилиндрической частью котла, через которую пропускали по трубе дымовые газы – корривалийский котёл (названный по месту первого применения). Для сокращения длины цилиндрической части котла число труб увеличили, сначала до двух (ланкаширский котёл), потом труб стали ставить много, их называли жаровые, а сами котлы жаротрубными или дымогарными (см. рис. 1.5, В). На судах широко применение получили жаротрубные котлы, в которых поток дымовых газов, дойдя до задней стенки цилиндра, разворачивался на 180° и отводился со стороны топки (шотландский котёл). Число конструктивных решений множилось, росла производительность, повышалась надёжность котлов, накапливался опыт, но периодически котлы взрывались. Это стало настоящим проклятьем XIX века.
Рис. 1.5. Эволюция парового котла
А – шарообразный;Б, В –жаротрубные;Г, Д–водотрубные;Е –прямоточный. 1– паровой объём, 2– водяной объем, 3– топка, 4– жаровые трубы, 5 – парогенерирующие трубы, 6 – паросепаратор.
В приключенческой литературе той эпохи часто фигурирует манометр с красной чертой, за которую нельзя заходить стрелке, указывающей давление пара, а взрыв парового котла становится поворотным моментом развития сюжета. Однако котлы взрывались и при давлениях ниже «красной черты». Для современников это оставалось загадкой. Для нас загадкой является другое, как вообще можно было строить паровые котлы при практически полном отсутствии знаний о внутрикотловых процессах (теплообмене, испарении и генерации пара, внутрикотловой циркуляции, паросепарации и многом другом). Так, через ошибки и многочисленные жертвы, в теплоэнергетике начинался неудержимый процесс технического развития, который только спустя столетие привёл к образованию более или менее завершенных теорий.
Поскольку цилиндрические котлы иногда, и не всегда предсказуемо, взрывались, логичен был следующий шаг – вообще отказаться от цилиндрической ёмкости, как объёма для генерации пара. Иначе – разбить цилиндр на множество параллельных цилиндров малого диаметра, т. е. труб, поместив их в топку. Такие котлы получили название водотрубных. Сначала трубы располагали горизонтально, потом с небольшим наклоном, что облегчало выход пара; трубы объединялись коллекторами, а наверху ставили паросепаратор (см. рис. 1.5, Г). Скоро убедились, что если трубы располагать вертикально, то котлы работают лучше (см. рис. 1.5, Д). Понимание связи данного явления с закономерностями развития циркуляции в парогенерирующих каналах пришло много позже, а пока был положительный эффект и его надо было использовать. Трубы выдерживали значительное внутренне давление, так открывался путь увеличения давления пара до десятков, а позже и до сотен атмосфер. Взрывы таких котлов случались крайне редко. Правда, теперь столкнулись с новым злом, а именно: прогоранием отдельных труб. Но последствия бывали не столь опасными как при взрывах: падало давления, а после остановки котла из его топки выгребали дробь из металла расплавившихся трубок – всего-то (потому художественная литература данный тип аварий практически проигнорировала).
Вертикальные и горизонтальные водотрубные котлы получают всеобщее признание, конструкция их к середине ХIХ в. достигает достаточного совершенства. Лучшие из котлов получили широкое распространение и мировую известность: котёл фирмы Бабкок-Вилъкокс, котлы конструкции Стирлинга, котлы Шухова, котлы Гарбе и др. К концу века максимальная паропроизводительность котлов возросла до 20 т/ч, давление до 1,3... 1,5 МПа. Некоторые технические решения той эпохи сохраняют актуальность и в наши дни.
Казалось бы, что следующим логичным шагом в котлостроении должен стать переход к прямоточной конструкции (см. рис. 1.5, Е), Подобные конструкции появились. Так в Барнауле наш соотечественник С. В. Литвинов разработал ещё в 1824 г оригинальный проект паросиловой установки высокого давления с прямоточным котлом. Однако тепловые процессы в прямоточных котлах много сложнее и их внедрение пришлось отложить на добрую сотню лет.
На примерах парохода и паровоза мы уже могли убедиться, что с первых шагов широкомасштабное внедрение паросиловых установок началась их специализация. Аналогичный процесс шёл и в промышленности. Получили дальнейшее развитие паросиловые водоподъёмные установки. Об их размерах можно судить по ставшей знаменитой огромной установке для осушения Гарлемского залива в Голландии. Диаметр цилиндра данной установки был 3,66 м, ход поршня составлял 3,45 м, а наибольшая высота подъёма воды достигала 650 м. Совершенствовались шахтные паросиловые подъёмные установки. Развивались паросиловые воздуходувки в металлургии; паровые молоты в кузнечном деле, паровые приводы прокатных станов и целый ряд других промышленных установок, основой которых являлась паровая машина.
Самостоятельное направление составили передвижные паросиловые установки – локомобили. Их сооружение началось с 20-х годов XIX в., однако широкое распространение они получили только во второй половине века. Паросиловые установки локомобилей обычно имели мощность 4... 12 л. с, давление пара 0,3...0,4 МПа и были для своего времени весьма быстроходными. Их применяли для привода различных механизмов, в частности, в сельском хозяйстве. Обычно локомобили были самоходными, имели съёмный привод от паровой машины к колёсам.
Развитие паровых машин шло по пути повышения давления пара. С середины XIX в. стали применять перегретый пар и последовательное расширение пара в нескольких цилиндрах. Сложились два типа компоновки цилиндров: компаунд-машина и тендем-машина, они показаны на рис. 1.6.
В компаунд-машине поршни цилиндров высокого (ЦВД) и низкого давления (ЦНД) независимо воздействуют на коленчатый вал (КВ), в тендем-машине поршни находятся на общем штоке. Распределение мощности на ряд цилиндров оказалось полезным для машин высокого давления, т. к. способствовало уменьшению теплообмена между паром и стенками цилиндров, позволяло каждому цилиндру работать в наиболее оптимальном режиме, способствовало лучшей динамике двигателя, уравновешиванию масс и, как следствие, позволяло увеличить скорость вращения.
Рис. 1.6. Типы компоновки цилиндров паровых машин двойного расширения
а – подвод пара к ЦВД: б – перепуск пара в ЦНД; в– выхлоп пара в конденсатор.
Требование повышения давления противоречило стремлениям увеличить паропроизводительность котлоагрегатов. Шар – наилучшая геометрическая форма сосуда, выдерживающая большое внутреннее давление, дает минимальную поверхность при данном объеме, а для увеличения паропроизводительности нужна большая поверхность. Наиболее приемлемым оказалось использование цилиндра – следующей за шаром геометрической формы в отношении прочности. Цилиндр позволяет сколь угодно увеличивать его поверхность за счет увеличения длины. В 1801 году О. Эванс в США построил цилиндрический котел с цилиндрической внутренней топкой с чрезвычайно высоким для того времени давлением порядка 10 атмосфер. В 1824 году Литвинов С.В. в Барнауле разработал проект оригинальной паросиловой установки с прямоточным котлоагрегатом, состоящим из оребренных труб.
Для увеличения котельного давления и паропроизводительности потребовалось уменьшение диаметра цилиндра (прочность) и увеличение его длины (производительность): котел превращался в трубу. Существовали два способа дробления котлоагрегатов: дробились газовый тракт котла или водяное пространство. Так определились два типа котлов: жаротрубные и водотрубные.
Во второй половине XIX века были разработаны достаточно надежные парогенераторы, позволяющие иметь паропроизводительность до сотен тонн пара в час. Паровой котел представлял собой комбинацию стальных тонкостенных труб небольшого диаметра. Эти трубы при толщине стенки в 3-4мм позволяют выдерживать очень высокое давление [3]. Высокая производительность достигается за счет суммарной длины труб. К середине XIX века сложился конструктивный тип парового котла с пучком прямых, слегка наклоненных труб, ввальцованных в плоские стенки двух камер – так называемый водотрубный котел. К концу XIX века появился вертикальный водотрубный котел, имеющий вид двух цилиндрических барабанов, соединенных вертикальным пучком труб. Эти котлы с их барабанами выдерживали более высокие давления.
В 1896 году на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде демонстрировался котел В.Г.Шухова. Оригинальный разборный котел Шухова был транспортабелен, имел невысокую стоимость и малую металлоемкость. Шухов впервые предложил топочный экран, применяющийся в наше время.
К концу XIX века водотрубные паровые котлы позволяли получить поверхность нагрева свыше 500 м2 и производительность свыше 20 тонн пара в час, которая в середине XX века возросла в 10 раз.
- История теплоэнергетики
- Содержание
- История теплоэнергетики
- Лекция 1. Тема: Энергия и энергетика
- Виды энергии и развитие человеческого общества
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 2 Тема: Количественные показатели энергетики
- Естественные ресурсы
- Предпосылки развития гидроэнергетики
- Водяные колеса
- Гидравлический двигатель
- Гидроэнергетика и теплоэнергетика
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 3, 4.
- Тема: Предпосылки возникновения теплоэнергетики
- Источники тепловой энергии
- Процесс перехода от гидроэнергетики к теплоэнергетики
- Начальный период развития теплового двигателя
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 5, 6 Тема: Цикл парового двигателя Папена Этап отделения теплового двигателя от рабочей машины
- Лекция 7,8. Тема: Появление универсального парового двигателя Революция в промышленности в середине XVIII в. Первые практические действующие универсальные паровые машины
- Специализация паросиловых установок и дальнейшее развитие паровых машин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 9. Тема: Паровой котел
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 10. Тема: Возникновение парового транспорта
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Тема: Двигатели внутреннего сгорания
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 12. Тема: Паровая турбина
- Газовая турбина
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 13,14. Тема: Тепловые машины и их влияние на окружающую среду
- Развитие первичной энергетики в связи с электрификацией
- Вопросы для самопроверки Лекция 15. Тема: Развитие котлостроения
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 16. Тема: Развитие паровых турбин
- Развитие гидравлических турбин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 17,18. Тема: Развитие тепловых электростанций
- Развитие гидроэлектростанций
- Вопросы для самопроверки
- Темы для рефератов
- Литература