logo search
алине

6.3.1 Невозможные фигуры

Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе "невозможными фигурами". Парадоксальные идеи Роджера Пенроуза были использованы во многих работах Эшера. Наиболее интересными для изучения идеями Эшера являются всевозможные разбиения плоскости и логикатрехмерного пространства. Эшер создал свою невозможную фигуру это квадрат. И использует его в своих картинах для создания большей загадочности и абсурда.

Невозможная лестница была первым невозможным объектом, который использовал Эшер в своём творчестве. В реальности не существует лестницы, по которой можно одниматься, спускаясь, как в его литографии «Восхождение и спуск» . Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши - бесконечная лестница по которой идут на встречу друг другу люди…

Если двигаться по лестнице по часовой стрелке, то мы будем постоянно подниматься, а если будем двигаться против часовой стрелки, то - спускаться.

Секрет здесь кроется в том, что в реальной модели невозможной лестницы должен быть разрыв в районе правого угла (на рисунке), которого в данном случае не видно, так как точка обзора выбрана намеренно, чтобы скрыть этот разрыв.

«Водопад» -- литография голландского художника Эшера. Впервые была напечатана в октябре 1961 года. В этой работе Эшера изображен парадокс -- падающая вода водопада управляет колесом, которое направляет воду на вершину водопада. Водопад имеет структуру «невозможного треугольника Пенроуза». Конструкция составлена из трёх перекладин, положенных друг на друга под прямым углом. Водопад на литографии работает как вечный двигатель. Но ведь, как известно из школьного курса физики, вечный двигатель невозможен! Как же Эшеру удалось с такими подробностями изобразить то, чего в природе вообще не может быть?! При попытке соорудить двигатель согласно чертежу "обман" всплывает сразу - в трехмерном пространстве такие конструкции геометрически противоречивы и могут существовать только на бумаге, то есть на плоскости, а иллюзия "объема" создается лишь за счет признаков перспективы (в данном случае - умышленно искаженных).