Лекция 7,8. Тема: Появление универсального парового двигателя Революция в промышленности в середине XVIII в. Первые практические действующие универсальные паровые машины
Революция в промышленности началась в середине XVIII в. в Англии с возникновением и внедрением в промышленное производство технологических машин. Промышленный переворот представлял собой замену ручного, ремесленного и мануфактурного производства, машинным фабрично-заводским.
Рост спроса на машины, строившиеся уже не для каждого конкретного промышленного объекта, а на рынок и ставшие товаром, привел к возникновению машиностроения, новой отрасли промышленного производства. Зарождалось производство средств производства.
Широкое распространение технологических машин сделало совершенно неизбежной вторую фазу промышленного переворота – внедрение в производство универсального двигателя.
Если старые машины (песты, молоты и т.д.), получавшие движение от водяных колес, были тихоходными и обладали неравномерным ходом, то новые, особенно прядильные и ткацкие, требовали вращательного движения с большой скоростью. Таким образом, требования к техническим характеристикам двигателя приобрели новые черты: универсальный двигатель должен отдавать работу в виде однонаправленного, непрерывного и равномерного вращательного движения.
В этих условиях появляются конструкции двигателей, пытающиеся удовлетворить назревшие требования производства. В Англии было выдано свыше десятка патентов на универсальные двигатели самых разнообразных систем и конструкций.
Однако первыми практически действующими универсальными паровыми машинами считаются машины, созданные русским изобретателем Иваном Ивановичем Ползуновым и англичанином Джеймсом Уаттом [2].
В машине Ползунова из котла по трубам пар с давлением, немного превышающим атмосферное, поступал поочередно в два цилиндра с поршнями. Для улучшения уплотнения поршни заливали водой. Посредством тяг с цепями движение поршней передавалось мехам трех медеплавильных печей.
Постройка машины Ползунова была закончена в августе 1765 года. Она имела высоту 11 метров, емкость котла 7м3, высоту цилиндров 2,8 метра, мощность 29 кВт.
Машина Ползунова создавала непрерывное усилие и была первой универсальной машиной, которую можно было применять для приведения в движение любых заводских механизмов.
Уатт начал свою работу в 1763 году почти одновременно с Ползуновым, но с иным подходом к проблеме двигателя и в другой обстановке. Ползунов начинал с общеэнергетической постановки задачи о полной замене зависящих от местных условий гидросиловых установок универсальным тепловым двигателем. Уатт начинал с частной задачи – повышения экономичности двигателя Ньюкомена в связи с порученной ему как механику университета в Глазго (Шотландия) работой по починке модели водоотливной паровой установки.
Окончательное промышленное завершение двигатель Уатта получил в 1784 году. В паровой машине Уатта два цилиндра были заменены одним закрытым. Пар поступал попеременно по обе стороны поршня, толкая его то в одну, то в другую сторону. В такой машине двойного действия отработавший пар конденсировался не в цилиндре, а в отдельном от него сосуде - конденсаторе. Постоянство числа оборотов маховика поддерживалось центробежным регулятором скорости.
Главным недостатком первых паровых машин был низкий, не превышавший 9%, КПД [2].
- История теплоэнергетики
- Содержание
- История теплоэнергетики
- Лекция 1. Тема: Энергия и энергетика
- Виды энергии и развитие человеческого общества
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 2 Тема: Количественные показатели энергетики
- Естественные ресурсы
- Предпосылки развития гидроэнергетики
- Водяные колеса
- Гидравлический двигатель
- Гидроэнергетика и теплоэнергетика
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 3, 4.
- Тема: Предпосылки возникновения теплоэнергетики
- Источники тепловой энергии
- Процесс перехода от гидроэнергетики к теплоэнергетики
- Начальный период развития теплового двигателя
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 5, 6 Тема: Цикл парового двигателя Папена Этап отделения теплового двигателя от рабочей машины
- Лекция 7,8. Тема: Появление универсального парового двигателя Революция в промышленности в середине XVIII в. Первые практические действующие универсальные паровые машины
- Специализация паросиловых установок и дальнейшее развитие паровых машин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 9. Тема: Паровой котел
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 10. Тема: Возникновение парового транспорта
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Тема: Двигатели внутреннего сгорания
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 12. Тема: Паровая турбина
- Газовая турбина
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 13,14. Тема: Тепловые машины и их влияние на окружающую среду
- Развитие первичной энергетики в связи с электрификацией
- Вопросы для самопроверки Лекция 15. Тема: Развитие котлостроения
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 16. Тема: Развитие паровых турбин
- Развитие гидравлических турбин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 17,18. Тема: Развитие тепловых электростанций
- Развитие гидроэлектростанций
- Вопросы для самопроверки
- Темы для рефератов
- Литература