Гидравлический двигатель
Водяное колесо могло работать только при малых напорах воды, которыми обладали равнинные реки. Между тем громадные запасы гидравлической энергии были заключены в водяных потоках со средним (от 8 до 25 метров) и высоким (свыше 25 метров) напором воды. В этих условиях водяное колесо вообще не могло быть установлено. Единственная возможность для освоения громадной энергии таких водяных потоков заключалась в создании гидравлического двигателя, принципиально отличного от водяного колеса. Водяное колесо приводилось во вращение действием веса воды или ударами струи в лопатки. Но можно было использовать и другие физические явления – силу реакции потока воды на лопасти колеса [2].
Практически сила реакции, создаваемой потоком воды на лопасти рабочего колеса, нашла свое воплощение в так называемом сегнеровом колесе (физик Сегнер). Однако недостаточное понимание сущности физических процессов в таком двигателе не позволили Сегнеру в дальнейшем его усовершенствовать.
Тем не менее в несовершенном реактивном двигателе Сегнера Л.Эйлер усмотрел большие практические возможности.
Уже в своем первом докладе, сделанном в Берлинской академии наук (1750 год), Эйлер дал анализ процессов и указал, что низкий КПД получается вследствие потерь энергии при входе и выходе воды из колеса.
В последующих докладах (1751-1754 годы) были показаны преимущества Сегнерова колеса перед другими гидравлическими машинами и изложена теория водяного реактивного двигателя.
На основе уравнений сохранения количества движения он вывел уравнение работы гидравлической турбины. Идеи Эйлера о рациональной конструкции гидравлических турбин получили свое окончательное выражение в его предложении делить гидравлическую машину нового типа на две части – неподвижную и вращающуюся. Через неподвижный направляющий аппарат вода поступает во вращающееся колесо, являющееся рабочим органом машины [3].
В таком виде гидравлический двигатель представлял собой переходную конструкцию от сегнерова колеса к гидравлической турбине. Несмотря на полную научную и техническую обоснованность конструкции водяной турбины, предложенной Эйлером, она в XVIII веке по экономическим причинам не вошла в практику. Лишь в 40-х годах XX века в Швейцарии на родине Эйлера была построена действующая модель его турбины (ее КПД составлял 71 % при частоте вращения 180 об/мин.).
Гидравлические турбины разрабатывались и внедрялись в промышленном производстве Франции. Одним из первых проектов, получившим поощрительную премию, был двигатель профессора К.Бюрдена (1822 год), установленный на мукомольной мельнице и названный гидравлической турбиной [2].
- История теплоэнергетики
- Содержание
- История теплоэнергетики
- Лекция 1. Тема: Энергия и энергетика
- Виды энергии и развитие человеческого общества
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 2 Тема: Количественные показатели энергетики
- Естественные ресурсы
- Предпосылки развития гидроэнергетики
- Водяные колеса
- Гидравлический двигатель
- Гидроэнергетика и теплоэнергетика
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 3, 4.
- Тема: Предпосылки возникновения теплоэнергетики
- Источники тепловой энергии
- Процесс перехода от гидроэнергетики к теплоэнергетики
- Начальный период развития теплового двигателя
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 5, 6 Тема: Цикл парового двигателя Папена Этап отделения теплового двигателя от рабочей машины
- Лекция 7,8. Тема: Появление универсального парового двигателя Революция в промышленности в середине XVIII в. Первые практические действующие универсальные паровые машины
- Специализация паросиловых установок и дальнейшее развитие паровых машин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 9. Тема: Паровой котел
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 10. Тема: Возникновение парового транспорта
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Тема: Двигатели внутреннего сгорания
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 12. Тема: Паровая турбина
- Газовая турбина
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 13,14. Тема: Тепловые машины и их влияние на окружающую среду
- Развитие первичной энергетики в связи с электрификацией
- Вопросы для самопроверки Лекция 15. Тема: Развитие котлостроения
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 16. Тема: Развитие паровых турбин
- Развитие гидравлических турбин
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 17,18. Тема: Развитие тепловых электростанций
- Развитие гидроэлектростанций
- Вопросы для самопроверки
- Темы для рефератов
- Литература