Анализ и оптимизация электропотребления на металлургическом предприятии

дипломная работа

1. Анализ нормативной базы электроэнергетики и её влияние на технико-экономические показатели предприятия

Законодательство Российской Федерации, регулирующее организационные и экономические вопросы электроэнергетики, базируется на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об электроэнергетике» а также ряда других Федеральных законов, Указов Президента РФ и нормативных (подзаконных) актов Правительства РФ (постановлений и приказов), принимаемых в соответствии с федеральными законами для их реализации.

Следует отметить, что федеральное законодательство об электроэнергетике в последние годы существенно видоизменилось, и постоянно обновляемся путем внесения изменений и корректировок с учетом динамики процессов развития электроэнергетики, изменяющихся условий и выявившихся в процессе его реализации недоработок и пробелов.

Начинается законодательство об электроэнергетике с Гражданского Кодекса РФ (ГК), в котором определяются правовые нормы договоров об энергоснабжении между потребителем электрической энергии и энергоснабжающей организацией [статьи 539-547]: Эти нормы требуют от энергоснабжающей организации соблюдения принципа публичности (доступности) услуг по электроснабжению и предоставляют потребителю определение права в выборе условий предоставляемых услуг. Потребитель, в свою очередь, обязуется оплачивать принятую электроэнергию в установленном порядке, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в её ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

С момента принятия ГК осенью 1994 года в разделах, посвященных электроснабжению, произошли заметные изменения. Так, например, появилась норма, разрешающая энергоснабжающей организации прекращать или ограничивать подачу электроэнергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением в случае нарушения указанный абонентом обязательств по оплате электроэнергии.

В ГК отражены наиболее значимые для взаимоотношений потребителя и энергоснабжающеи организации положения; касающиеся сроков действия договора энергоснабжения, количества и качества получаемой потребителем электроэнергии, её оплаты и ответственности сторон.

Договор энергоснабжения. Например, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 [ГК].

Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Количество электроэнергии. Что касается количества электроэнергии, то энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающеи организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

В современных условиях внедрения рыночных отношений в электроэнергетику это дает возможность взимать плату за отклонения от заявленного почасового режима потребления, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Такой подход к оплате электроэнергии является важным стимулирующим потребителя фактором, направленным на применение энергосберегающих технологий и совершенствование процесса потребления электрической энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Тем не менее, заметный рост тарифа на электроэнергию для населения, также способствует энергосбережению в быту.

Качество электроэнергии. Особое внимание ГК уделяет качеству энергии. В случае нарушения энергоснабжающеи организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии [пункт 2 статьи.;-1105 ГК]. При перерывах электроснабжения абонента, допущенных по вине энергоснабжающеи организации, последняя обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. На практике это означает, как правило, судебное рассмотрение вопроса об оплате за некачественную или недополученную энергию.

Федеральный Закон «Об электроэнергетике». Безусловно, главное положение в современном законодательстве об электроэнергетики России занимает Федеральный закон «Об электроэнергетике», принятый 26 марта 2003 года, после почти двухлетних обсуждений и споров о целесообразности его принятия. Именно этот закон определил пути и сроки реформирования Российской электроэнергетики и направление её развития и видоизменил (путем внесения изменений и поправок в другие нормативные акты) все Российское законодательство об электроэнергетике. В частности, в тот же день был принят Федеральный-закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» и о внесении изменений в некоторые нормативные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об электроэнергетике».

Законодательно электроэнергетика определяется как отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе)производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетики, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

При этом следует подчеркнуть, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Поэтому законодательно установлено монопольное право государства на правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики путем принятия Правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов в соответствии с Федеральными Законами.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными Законами. К таким исключениям, например, относится регулирование уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ размеров отдельных составляющих региональных тарифов на электрическую энергию: услуги по её передаче по региональным электрическим сетям и сбытовой надбавки гарантирующим поставщикам электроэнергии в рамках предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам. На региональном уровне также решается вопрос о плате за присоединение к региональным электрическим сетям.

В законе определена технологическая основа функционирования электроэнергетики, которую составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.

При этом все субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования единой энергетической системы России.

Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, которые включают:

* обеспечение энергетической безопасности;

* технологическое единство электроэнергетики;

* обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

* свободу экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

* соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;

* использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

* содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;

* обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию;

* обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации вышеперечисленных принципов, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Кроме отмеченных выше основ организации электроэнергетики, закон подробно определяет понятия, правовой статус, организацию, принцип функционирований (включая оказание услуг) и ответственность всех субъектов электроэнергетики, а также описывает систему государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Отдельные разделы Закона посвящены оптовому и розничным рынкам электроэнергии, а также особенностям осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике.

Важно заметить, что ФЗ «Об электроэнергетики» является базовым законодательным актом, объединяющим положения других федеральных законов в части их применения в электроэнергетике.

Особо отметим закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» действующий с 1995 года и «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», вступивший в силу с 4 января 2006 года, а также «О естественных монополиях», «О техническом регулировании», «Об энергосбережений».

Постановления Правительства РФ.

Среди наиболее важных нормативных правовых актов, определяющих правила, положение и нормы применения законодательства об электроэнергетики отметим следующие.

- «Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» №648 от 28 октября 2003 г. .

- «Об утверждении правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике» от 19.01.2004 № 19;

- «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» от 27.12.2004 № 854;

- «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,

Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг,

Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг,

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» от 27.12,2004 № 861;

- «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и «Правил, государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 26 февраля 2004 г №109.

- «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) №529 от 31 августа 2006 г.

Приказы Федеральной службы по тарифам.

Из них отметим следующие.

- «Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)» от 08.04.2005 г. № 130-э.

- Методические указания по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, от 15 февраля 2005 г. №22-Э/5.

Представленный перечень Постановлений Правительства и Приказов ФСТ не исчерпывает, а лишь иллюстрирует общую картину построения федерального законодательства об электроэнергетике.

Ценовое регулирование в основе осуществляется законами «О естественных монополиях» и законом «Об электроэнергетике»

В соответствии с Федеральными Законами № 41-ФЗ (ст. 6 ч.1) от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и № 35-ФЗ (ст. 21 п.4) от 26.03.2003 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в рамках предельных уровней, установленных ФСТ России). ФСТ - федеральная служба по тарифам.

Расчет тарифов производится в соответствии с Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.04.2004 №109 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

При регулировании тарифов на передачу электрической энергии применяются:

- метод экономически обоснованных расходов («затраты +»);

- метод доходности инвестированного капитала (RAB).

Выбор метода регулирования производится регулирующим органом.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии дифференцируются по четырём уровням напряжения (ВН, СНI, СНII, НН) и устанавливаются едиными (котловыми) с учетом равенства тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и подключенных к сетям одного уровня напряжения, и не зависят от того, к сетям какой организации они подключены.

С 1 января 2011 года весь объем электрической энергии (мощности) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам всем категориям потребителей, кроме населения.

Нерегулируемые цены на розничных рынках электрической энергии на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, определяются и применяются гарантирующими поставщиками в рамках предельных уровней, рассчитываемых в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

Гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, дифференцируемых по следующим ценовым категориям:

1. первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период

2. вторая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода

3. третья ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по цене услуг в одноставочном выражении

4. четвертая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осущетсвляется почасовой учет. и стоимость услуг по передаче определяется по цене услуг в двухставочном выражении

5. пятая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляются почасовое планирование и учет, и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по цене услуг в одноставочном выражении

6. шестая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляются почасовое планирование и учет, и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по цене услуг в двухставочном выражении.

Выводы по главе: Системный анализ действующего законодательства в области электроэнергетики, тарифной политики, а также динамики энергетических потоков исследуемого предприятия позволил выбрать основные концептуальные направления энергосбережения на предприятии.

1. В результате анализа графиков нагрузки предприятия представленного в третьей главе работы, установлено, что наиболее выгодной для исследуемого предприятия является пятая (из рассмотренных выше) ценовая категория.

2. С учетом выбранной ценовой категории, особенную важность приобретают вопросы почасового планирования электропотребления, в частности прогнозирования графиков электрической нагрузки предприятия, детально рассмотренные в третьей главе работы.

3. Дифференциация тарифов по четырем уровням напряжения указывает на необходимость анализа потребителей на каждом из этих уровней и возможных путей оптимизации их электропотребления.

4. Варьирующийся в течение суток уровень цен на электрическую энергию требует рассмотрения вопросов оперативного управления нагрузкой с целью ее уменьшения в пиковые и полупиковые зоны. Как показано в третьем разделе работы, данный метод оптимизации дает весьма ощутимую экономию при оплате электроэнергии.

5. Установленные вышерассмотренными законами, основы государственного управления энергосбережением, включают стимулирование компенсации реактивной мощности на предприятии. Решения по данному вопросу представлены во втором разделе работы.

Делись добром ;)