4. Расчет времени реверберации зрительного зала
Одной из важнейших условий хорошей акустики зала - необходимое время реверберации, которое характеризует общую гулкость зала.
Акустическая отделка зала должна способствовать созданию равномерного звукового поля в нем и отвечать высоким архитектурным требованиям, предъявляемым к внутренней отделке зрительных залов.
Предварительный выбор и размещение материалов внутренне отделки зала решается исходя больше из художественного замысла решения интерьера, однако при этом должны быть выдержаны следующие требования: Поверхности, дающие малозапаздывающие звуковые отражения на слушателей, должны отделываться материалами с малым коэффициентом звукопоглощения.
1. Чтобы акустика в зале меньше зависела от процента заполнения мест слушателями, целесообразно оборудовать зал мягкими и полумягкими креслами, обитыми тканью.
2. Поверхности, дающие сильнозапаздывающие звуковые отражения на слушателей, должны отделываться специальными звукопоглощающими материалами.
Для расчета времени реверберации звука необходимо наметить первоначальный вариант отделки внутренних поверхностей: стен, потолка, пола, проема сцены, дверей, кресел, балкона. Все выбранные материалы с их коэффициентами поглощения и площадями указаны в таблице 4.2.
Оптимальное время реверберации выбирается в зависимости от объема зрительного зала:
Vфакт = 4589м3,
Vуд = 4589/700=6,5 м3 /чел, что соответствует требованиям [5]
Т500 = Т2000=1,65
Ттреб = 1,65 для частоты 500 и 2000 Гц
Тмин = 1,4 , Тмакс = 1,8
Ттреб= 2,31 для частоты 125 Гц
Тмин = 2, Тмакс = 2,5
Акустический расчет ведется на трех частотах - 125, 500, 2000 Гц. Фактическое звукопоглощение поверхностей слагается из трех составляющих: постоянного, переменного и добавочного.
Определяем постоянное звукопоглощение поверхностей:
Для этого на каждой частоте для всех поверхностей, кроме зрительских мест определяем звукопоглощение:
Где коэффициент звукопоглощения отдельных поверхностей.
площадь поверхности зала
При расчете постоянного звукопоглощения зала учитывают следующее:
1. Если какая-либо поверхность состоит из участков, имеющих различные коэффициенты звукопоглощения, то их следует рассматривать как отдельные поверхности;
2. При определении эквивалентной площади звукопоглощения пола нужно включать только ту часть пола, которая не занята зрительскими местами (с учетом прохода между рядами).
Добавочное звукопоглощение создается за счет проникания звуковых волн в различные щели и отверстия, колебания различных гибких элементов. Кроме того, учитывается звукопоглощение осветительной арматурой и другим оборудованием зала.
Результаты расчета представлены в таблице 4.2.
Переменное звукопоглощение создается за счет поглощения звука слушателями и свободными креслами. Эквивалентная площадь переменного звукопоглощения на частоте, для которой ведется расчет, определяют по формуле:
Где - это сумма произведений коэффициентов звукопоглощения отдельных поверхностей на их площадь,
- сумма эквивалентных площадей звукопоглощения зрителями и креслами,
средний коэффициент добавочного звукопоглощения, учитывающий звукопоглощение которое фактически существует в залах (осветительная аппаратура, вент. решетки, отверстия)
Переменное звукопоглощение рассчитывается исходя из условия наполняемости зала, для пустого, 70%, 100% заполнения. Результаты расчета приведены в таблице 3. Для расчета применяется след. тип кресел: кресло мягкое с пористым заполнителем, сиденья и спинки, обитое воздухопроницаемой тканью.
На основании этих двух расчетов производится расчет времени реверберации. Фактическое время реверберации для частоты 125 и 500 Гц определяется по формуле:
Где - средний коэффициент звукопоглощения в зале
Для частоты 125 Гц для 70% заполнения зала:
Для частоты 500 Гц : Для пустого зала (0%):
Для 70% заполнения зала:
Для полного зала (100%):
Для частоты 2000 Гц для 70% заполнения зала:
Таблица 4.2. Расчет постоянного звукопоглощения
Наименьшие поверхности, материал |
Значение на частотах |
|||||||
125 Гц |
500 Гц |
2000 Гц |
||||||
Потолок (сухая штукатурка) |
486 |
0,02 |
9,72 |
0,06 |
29,16 |
0,05 |
2,43 |
|
Стены (стена, оштукатуренная и окрашенная масляной краской) |
566 |
0,01 |
5,66 |
0,02 |
11,32 |
0,02 |
11,32 |
|
Портал (стена, оштукатуренная и окрашенная клеевой краской) |
87,4 |
0,02 |
1,74 |
0,02 |
1,74 |
0,04 |
3,49 |
|
Пол (паркет по асфальту) |
258 |
0,04 |
10,34 |
0,07 |
18,06 |
0,06 |
15,48 |
|
Авансцена (паркет по асфальту) |
22 |
0,04 |
0,88 |
0,07 |
1,54 |
0,06 |
1,32 |
|
Двери (деревянная обшивка 19 мм) |
12,24 |
0,1 |
1,22 |
0,1 |
1,22 |
0,08 |
0,97 |
|
Проем сцены |
24 |
0,2 |
4,8 |
0,3 |
7,2 |
0,3 |
7,2 |
|
Проем оркестровой ямы |
55 |
0,3 |
16,5 |
0,4 |
22 |
0,4 |
22 |
|
Добавочное звукопоглощение |
1510,64 |
0,06 |
90,6 |
0,04 |
60,42 |
0,04 |
60,42 |
|
Суммарное звукопоглощение |
141,4 |
152,6 |
146,5 |
Таблица 4.3. Расчет переменного звукопоглощения
Частота Гц |
Процент заполнения |
Звукопоглощение |
|||||||
слушатели |
кресло |
||||||||
125 |
70 |
490 |
210 |
0,25 |
122,5 |
0,15 |
31,5 |
154 |
|
500 |
0 |
0 |
700 |
0,40 |
0 |
0,20 |
140 |
140 |
|
50 |
350 |
350 |
140 |
70 |
210 |
||||
70 |
490 |
210 |
196 |
42 |
238 |
||||
100 |
700 |
0 |
280 |
0 |
280 |
||||
2000 |
70 |
490 |
210 |
0,45 |
220,5 |
0,30 |
63 |
283,5 |
Таблица 4.4. Расчет времени реверберации
Частота Гц |
125 |
500 |
2000 |
||||
Заполн. зала |
70 |
0 |
50 |
70 |
100 |
70 |
|
Пост. поглощение |
141,4 |
152,6 |
146,5 |
||||
Пер. поглощение |
154 |
140 |
210 |
238 |
280 |
283,5 |
|
Суммарное поглощение |
295,4 |
292,6 |
362,6 |
390,6 |
432,6 |
430 |
|
0,19 |
0,19 |
0,24 |
0,25 |
0,28 |
0,28 |
||
Тфак |
2,3 |
2,3 |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
1,5 |
|
Трек |
2,-2,5 |
1,4-1,8 |
1,4-1,8 |
Полученное в результате расчета время реверберации удовлетворяет рекомендуемым значениям. Изменения объемно-планировочного решения и материалов отделки не требуется.
5. Проверочный расчет времени реверберации
Регулировка времени реверберации
Дополнительное количество звукопоглощения или его избыток определяют следующим образом, исходя из оптимального времени реверберации :
Вычисляется значение:
;
;
Из расчета видно, что оптимальный коэффициент звука приближен к расчетным значениям в таблице 4.4.
После выполнения всех расчетов результат представляется в виде графика зависимости времени реверберации от частоты звука при 70% заполнении зала, от заполнения зала. График представлен в графической части проекта.
- Акустическое проектирование зала
- 4. Общие принципы акустического проектирования зрительных залов.
- Акустических характеристик зрительных залов:
- 52. Форма зрительного зала. Размеры зрительного зала. Предельная длина зрительного зала.
- 1.5. Расчет акустических параметров зала.
- 1.1.Анализ требуемых акустических условий зала
- Зрительный зал
- Зрительные залы