logo
Аккумуляторные батареи

1. Оглавление

1.1 Для заряда можно пользоваться только постоянным током. Если в распоряжении имеется лишь переменный ток, то он должен быть преобразован в постоянный. Это может быть осуществлено при помощи синхронного преобразователя, мотор-генератора или выпрямителя. Общеприняты две системы заряда: а) при постоянной силе тока; б) при постоянном потенциале или постоянном напряжении. Этот последний обычно слегка видоизменяется путем добавления последовательно соединенного с батареей постоянного сопротивления малой величины, для того чтобы ограничить начальный или пусковой ток и улучшить конечный режим заряда. Такая система называется Положительный зажим источника тока, должен быть соединен с положительным зажимом батареи таким образом, чтобы зарядный ток протекал через батарею в направлении, прямо противоположном направлению разрядного тока.

Если по результатам испытаний на работоспособность была определена необходимость в заряде батареи, следует принять во внимание следующие указания:

Необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Обеспечить хорошую вентиляцию помещения.

Температура батареи не должна быть ниже 10°C.

При повышении температуры электролита до 55°C процесс заряда следует прервать.

Не следует подвергать батарею ускоренному заряду ввиду возможности ее

повреждения.

модифицированной системой с постоянным напряжением.

1.2 Обычная автомобильная аккумуляторная батарея, как правило, состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе напряжение 12 В. Каждый элемент, в свою очередь, включает набор свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в сернокислотный электролит. Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные - двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается. Аккумулятор выполняет три функции: запускает двигатель, питает бортовые электрические устройства (при неработающем двигателе) и "помогает" генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.

Аккумулятор обычно размещается в моторном отсеке (крайне редко в багажнике или в салоне). Однако, высокой температуры он не переносит. С целью снижения уровня шума производители все тщательнее закрывают любые отверстия в моторном отсеке, что, как правило, приводит к повышению температуры внутри него. Верхний предел рабочей температуры аккумуляторов - 100?С, выше него электролит закипает. Однако, даже при приближении к этой температуре срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов.

Стандартная свинцовая стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) - вторичный источник электроэнергии. После глубокого разряда ее работоспособность можно восстановить пропусканием электрического тока в направлении, обратному тому, в котором протекал ток при разряде. Работает АКБ, превращая электрическую энергию в химическую при заряде и химическую энергию в электрическую при разряде. Назовем активные вещества свинцового аккумулятора, принимающие участие в токообразующем процессе:

на положительном электроде - двуокись свинца темно-коричневого цвета;

на отрицательном электроде - губчатый свинец серого цвета.

1.3 Срок службы аккумуляторных батарей определяется суммарной продолжительностью их эксплуатации и хранения. Срок службы аккумуляторов - это их наработка, общее количество циклов заряда/разряда, при исчерпании которого аккумуляторы снижают разрядную емкость до определенного, регламентированного технической документацией уровня. Проще говоря, срок службы аккумуляторов - это то время, которое аккумулятор сможет прослужить без необходимости замены. Несмотря на определенное, устанавливаемое производителями ограничение количество циклов заряд / разрядного процесса, на практике большая часть производимых аккумуляторов разного электролитического состава при соблюдении норм эксплуатации смогут обеспечить несколько большее количество циклов до момента полного отказа. Время жизни аккумуляторных батарей помимо их электрохимического состава зависит от таких факторов, как глубина разряда, режим заряда и температуры аккумулятора, связанной с условиями его эксплуатации и хранения. Срок службы аккумуляторов напрямую зависит и от оборудования, в котором они используются.