logo
Автоматизированный электропривод машин и аппаратов химических производств

6.1. Электромагнитная схема

В машине постоянного тока создается неподвижное магнитное поле полюсов статора, в котором вращается ротор с расположенными на нем проводниками, образующими рабочую обмотку.

Рассмотрим подробнее схему устройства машины постоянного тока. На рис. 2 показана магнитная система двухполюсной машины и картина поля в ней. Основные полюсы укреплены на внутренней поверхности полого стального цилиндра -- станины, являющейся частью магнитопровода. На полюсах находятся катушки-, соединенные последовательно и образующие обмотку возбуждения. Магнитное поле создается током возбуждения Iв в катушках (реже постоянными магнитами). Цепь возбуждения -- это вспомогательная цепь машины. Картина магнитного поля изображена на рис. 2 магнитными линиями.

Рис. 2. Магнитное поле машины

Магнитная система и поле машины симметричны относительно продольных осей полюсов N0--S0. Линии, проходящие посередине между смежными полюсами, называют поперечными магнитными осями, а их следы на поверхности якоря -- геометрическими нейтралями. Ротор с рабочей обмоткой в машинах постоянного тока называют якорем. Для равномерного распределения магнитной индукции в зазоре между полюсами и якорем служат полюсные наконечники, как бы охватывающие якорь. Обмотка якоря состоит из уложенных на поверхности (в пазах) ротора «активных» проводников, соединенных в витки (секции, см. рис. 10) так, что она всегда представляет собой замкнутый контур.

Поскольку обмотка якоря вращается, соединение с ее внешней цепью осуществляется скользящим контактом с помощью неподвижных электрографитовых щеток. Цепь якоря -- это главная цепь машины.